Финиш одной предвыборной гонки в США — это старт следующей. Американские специалисты и пресса напоминают об этом в контексте подведения итогов состоявшихся во вторник промежуточных выборов в Конгресс США.
На их взгляд, день голосования был одновременно и "отмашкой" для реального начала борьбы перед очередными президентскими выборами. Уже ведется обратный отсчет времени: по состоянию на сегодня, 9 ноября, до 3 ноября 2020 года остается 724 дня. Предполагается, что в течение этого времени Белый дом будет заниматься преимущественно внешней политикой.
Со дня инаугурации
На самом деле официально президентская гонка уже идет, причем давно. Действующий президент страны Дональд Трамп еще в день своей инаугурации (20 января 2017 года) подал заявку на участие в следующих выборах. Сам он и его ближайшие помощники не раз подтверждали, что он рассчитывает отработать два полных четырехлетних президентских срока.
У него есть предвыборный штаб во главе с Брэдом Парскейлом, который в кампании 2016 года отвечал за работу с цифровыми СМИ и соцсетями, включая любимый Трампом Twitter.
Проводятся встречи президента с избирателями, рекламные кампании и другие мероприятия, ведется сбор средств.
В прошлый вторник Парскейл вместе с другими ключевыми политтехнологами и крупнейшими корпоративными спонсорами были приглашены в Белый дом следить за ходом голосования на промежуточных выборах в Конгресс. Собственно, это и послужило одним из поводов для пересудов в профильных изданиях наподобие газеты Politico о том, что финишная черта была в данном случае одновременно и стартовой.
Планы перегруппировки
В комментариях указывалось, что штаб Парскейла будет в ближайшее время существенно усилен, в том числе за счет перехода туда большой группы сотрудников аппарата Белого дома. Причем дополнительным поводом для такой перегруппировки служит стремление вывести этих людей из зоны риска, связанного с необходимостью давать показания Конгрессу США.
На прошедших промежуточных выборах правящая Республиканская партия Трампа увеличила свое большинство в Сенате, но потеряла контроль над Палатой представителей.
Соответственно, в Конгрессе нового созыва, который приступит к работе в январе будущего года, демократическая оппозиция сможет формировать повестку дня заседаний нижней палаты и ее комитетов, затребовать у правительства документы и повестками вызывать свидетелей.
Последние обязаны давать показания под присягой и, следовательно, должны говорить только правду, пусть и неприятную. В противном случае их могут уличить в уголовно наказуемом лжесвидетельстве.
От этой угрозы и хотят теперь уберечься аппаратчики из ближайшего окружения Трампа.
Как бы не попасть на крючок
Вообще, конечно, воцаряющееся в Вашингтоне двоевластие не сулит Белому дому ничего хорошего. Законодатели-демократы уже делят руководящие посты в нижней палате Конгресса и потирают руки в предвкушении открывающихся перед ними возможностей для политических атак.
В частности, они рассчитывают возобновить расследование по приписываемому России "вмешательству" в американские выборы, попытаться выяснить, нет ли у Москвы финансовых рычагов нажима на Трампа, пристрастно покопаться в его налоговой отчетности на предмет выявления сомнительных схем увода средств из-под налогообложения.
Еще одна задача, которую они перед собой ставят, — защитить спецпрокурора Роберта Мюллера, который уже больше года ищет следы "российского вмешательства", от любых попыток связать ему руки в условиях смены руководства Минюста США.
Трамп постоянно повторяет, что попытки уличить его в "сговоре" с Москвой не что иное, как современная "охота на ведьм", устроенная его политическими противниками, которые до сих пор не хотят смириться с легитимностью его власти. Но следователи умеют расставлять силки, и в них уже попали несколько человек из окружения президента, включая, например, его бывшего помощника по национальной безопасности Майкла Флинна. Тот признал себя виновным в том, что дал ложные показания ФБР США по поводу своих контактов с российским послом в Вашингтоне.
Перспектива угодить в какую-нибудь похожую западню страшит многих. Журнал Vanity Fair на днях писал, что в Белом доме особенно опасаются возможных претензий спецпрокурора к сыну президента Дональду Трампу — младшему.
Политический контекст
Что касается политической повестки дня Белого дома, специалисты исходят из того, что итоги промежуточных выборов по сути опустили шлагбаум перед любыми новыми начинаниями, требующими согласия законодателей. По свидетельству той же Politico, это касается "даже двухпартийных инициатив наподобие развития инфраструктуры и реформирования системы уголовного правосудия".
Газета напоминает, что Трампу и прежде не хватало терпения для работы с Конгрессом и он предпочитал действовать самостоятельно, исполнительными указами. Но круг вопросов, которые можно решать таким образом, не слишком широк. Что можно было сделать, по большей части уже сделано.
Соответственно, как полагает издание, "тупик в Конгрессе может побудить Трампа больше заниматься внешней политикой в надежде набрать очки для предвыборного бахвальства за счет таких тем, как прогресс в направлении денуклеаризации Северной Кореи и потенциальное заключение торговой сделки с Китаем".
Предположение выглядит обоснованным. Предшественник Трампа в Белом доме демократ Барак Обама после выборов 2014 года, на которых республиканцы отвоевали Сенат и установили полный контроль над Конгрессом, откровенно "досиживал" свой президентский срок. Занимался какими-то мелкими делами и все время жаловался на обструкционизм оппозиции. Да еще — сначала под сурдинку, а потом все более явно и напористо — враждовал с Россией.
Из чужаков — в лидеры?
Но Обаме в тот момент можно было уже не думать о переизбрании, а для Трампа это, естественно, задача номер один. И прежде всего его, конечно, интересует, кто может стать его соперником на выборах.
Тут следует сразу подчеркнуть внешне заурядный, а на самом деле поразительный факт: внутрипартийной оппозиции ему скорее всего можно не опасаться. Во всяком случае, лидер возросшего республиканского большинства в Сенате Митч Макконнелл выразил "серьезные сомнения" в том, что кто-либо из однопартийцев решит бросить вызов главе государства на первичных выборах.
Известно, что изначально Трамп считался белой вороной для всего вашингтонского истеблишмента, а не только демократической его части. Дело доходило до того, что на выборах двухлетней давности кое-кто из видных республиканцев отдавал предпочтение его сопернице Хиллари Клинтон.
Теперь же он, получается, стал чуть ли не безоговорочным лидером своей партии, а критики его сходят со сцены. Бывший сенатор Джон Маккейн умер, сенаторы Боб Коркер и Джефф Флейк отказались в нынешнем году от борьбы за переизбрание, губернатор штата Огайо Джон Кейсик в январе покидает свой пост за истечением срока полномочий. Кстати, Маккейн и Коркер были ключевыми фигурами и в раздувании антироссийской истерии на Капитолийском холме.
А среди тех республиканцев, у которых, по мнению американских аналитиков, могут теперь появиться президентские амбиции, называются уже союзники и креатуры самого Трампа. Это в первую очередь касается его вице-президента Майкла Пенса и постпреда США при ООН, экс-губернатора штата Южная Каролина Никки Хейли.
Труба зовет ветеранов
Что касается демократов, у них уже есть один конгрессмен — некто Джон Делейни из штата Мэриленд, который официально объявил о намерении бороться в 2020 году за президентское кресло. Но он пока малоизвестен даже в собственной партии, так что по сути его заявка мало чем отличается от буквально сотен других, уже поступивших в американскую Федеральную комиссию по выборам.
Среди же политических тяжеловесов, которые, по мнению специалистов, могут включиться в гонку, самые известные имена — Джо Байден, бывший вице-президент страны при Обаме, и сенатор Берни Сандерс, соперник Хиллари Клинтон на первичных выборах 2016 года.
Любопытно, что в подобных списках, составляемых политологами, как правило, нет имени самой Клинтон, хотя она недавно сказала, что "хотела бы быть президентом".
Да и ее верный политический "оруженосец" Филип Рейнс утверждал, что шансы на ее вступление в борьбу "находятся в пределах от весьма маловероятных до нулевых, но они не на нуле".
Другое дело, что Клинтон недавно отметила 71-летие. Сандерсу — 77, Байдену 20 ноября будет 76. Эти числа как-то не вяжутся с представлениями о человеке, способном вывести Америку на новый путь в светлый завтрашний день в ХХI веке. А через два года ветераны моложе не станут.
Массовый забег
Конечно, на них свет клином не сошелся. По общему мнению наблюдателей, у стартовой черты предвыборного марафона демократов уже переминаются или даже активно разминаются буквально десятки потенциальных претендентов на президентское кресло. Профильный сетевой ресурс Ballotpedia перечисляет около сорока одних политиков плюс более десяти "бизнесменов и общественных деятелей", включая, например, Билла Гейтса, Марка Цукерберга и Мишель Обаму.
В списке газеты Politico — около четырех десятков имен сенаторов, конгрессменов, губернаторов, мэров и политических аутсайдеров.
Вообще наблюдатели полагают, что если у республиканцев два года назад в праймериз боролись 17 человек, то у демократов в 2020 году количественный состав участников будет шире.
Разумеется, перечислять всех потенциальных "участников забега" нереально. Но можно привести, например, первую десятку имен, составляемую аналитиками близкой к демократам телекомпании Си-эн-эн. В нее в середине октября входили, в порядке следования, сенаторы Элизабет Уоррен и Камала Харрис, экс-вице-президент Байден, сенаторы Кирстен Гиллибранд, Сандерс, Эми Клобучар и Кори Букер, мэр Лос-Анджелеса Эрик Гарсетти, губернатор штата Монтана Стив Буллок и бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. "Почетного упоминания" отдельно удостоился экс-глава Минюста США при Обаме Эрик Холдер.
На самом деле все подобные перечни пока не более чем гадание на кофейной гуще. А общий вывод хорошо сформулировала Эми Уолтер — аналитик из компании Чарли Кука Cook Political Report. "Если демократы ожидали появления по итогам [выборов] 2018 года очевидного фаворита (гонки) 2020 года, то этого не произошло", — констатировала она.
Умение развлекать
Между прочим, нынешний посол США в Москве республиканец Джон Хантсман — не профессиональный дипломат, а политик, который был губернатором штата Юта, а в 2012 году участвовал в борьбе за президентское кресло. Успеха не добился, но опыт приобрел.
На днях он дал интересное интервью ютской газете Deseret News, в котором, в частности, поделился своим мнением об избирательном процессе в США.
Сказав, что "не может представить" себе участия еще в одной кампании, Хантсман добавил: "Кандидаты в наши дни по большому счету должны уметь развлекать. Потому что политика на таком уровне — это почти на 100 процентов увеселение людей (entertainment). Если не умеешь развлекать, не имеешь в запасе приемчика, хита, с которым можно год или два подряд выступать перед любыми аудиториями, то и браться не стоит. Если хочешь сколь-нибудь подробно говорить о проблемах и решениях для этих проблем, то на это никакого спроса нет".
Что ж, Трамп по сути — профессионал индустрии развлечений. С тех пор как он в июне 2015 года объявил о начале своей президентской предвыборной кампании, весь мир неотрывно следит за захватывающим политическим шоу с его участием.
И конца этому шоу не видно. Тот же Рейнс только что признал, что если бы ему пришлось сейчас делать ставки, то он поставил бы на победу действующего президента в 2020 году.
"Он странная причуда природы, — сказал о Трампе экс-помощник Хиллари Клинтон, а ныне профессиональный политконсультант. — И не важно, тупой он или нет… Он бульдозер".