За долги соседа. Почему ЕС категорически не устраивает бюджет Италии на следующий год
Вера Щербакова — о том, чем закончится спор между Римом и Брюсселем и сможет ли Италия отстоять право на финансовый суверенитет
Европейская комиссия отклонила представленный Римом проект бюджета и потребовала внести в него изменения. Главным образом, Брюссель не устраивает установленный итальянским правительством показатель дефицита бюджета в 2,4%.
Хотя это и ниже пороговых 3%, но в случае с Италией все равно неприемлемо из-за ее самой высокой в еврозоне внешней задолженности — около €2,3 трлн, что составляет 130% ВВП при предусмотренном ЕС уровне госдолга 60% ВВП. Рим уже дал ясно понять, что показатель 2,4% меняться не будет, обещав по возможности его не достигать и считать потолком, а также заверив, что превышен он ни в коем случае не будет. В это и не верят в Еврокомиссии.
Премьер-министр Италии Джузеппе Конте и министр финансов и экономики Джованни Триа надеются убедить Брюссель, а заодно и европейских партнеров, что им можно доверять и что предложенные в бюджете меры приведут к экономическому росту, а внешний долг не только не будет увеличиваться, но с 2020 года начнет снижаться.
Обещания и дефицит
Конте не устает повторять, что бюджет и указанные в нем цифры взяты не с потолка и все было хорошо продумано и проработано. Премьеру, по его словам, "бюджет нравится все больше и больше с каждым днем", потому что в нем учитываются нужды итальянцев, то есть тех, для кого в первую очередь призвано работать его "правительство перемен".
Как известно, в него вошли две политические силы — "Движение "5 звезд" и "Лига", давшие достаточно щедрые предвыборные обещания. Первая, в частности, гарантировала минимальный доход всем неимущим гражданам, то есть семьям без постоянного заработка хотя бы одного из членов.
По подсчетам "пятизвездных", в эту категорию попадают почти 10 млн итальянцев, которым будет причитаться по €780 на человека, или €2,4 тыс. на семью из четырех человек, в месяц. "Лига" также предложила ввести единую шкалу налогообложения, которая пока остановилась на уровне 20%.
Примечательно, что статья о минимальном доходе не вошла в окончательный пакет законопроекта, уже подписанного президентом (главой государства) Серджо Маттареллой и представленного на обсуждение в парламент. Лидер "Движения" и вице-премьер Луиджи Ди Майо обещает отдельный дополнительный декрет к Рождеству.
Гарантии роста
Но для Брюсселя дело не в конкретных социальных программах, а в неэффективности предложенных реформ, которые не могут гарантировать уже в следующем году экономический рост в Италии на уровне 1,5%, заложенный в бюджете.
Специалисты ЕС считают именно этот показатель чрезмерно "оптимистичным", а значит, увеличение госрасходов, вопреки заверениям Рима, неоправданно.
Брюссель банально опасается, что итальянское правительство создаст лишь новые долги, увеличит свою и так гигантскую внешнюю задолженность, которую не сможет на фоне утраты доверия инвесторов обслуживать.
А это уже грозит новыми потрясениями для всей еврозоны, только-только оправившейся от предыдущего кризиса. Собственно, система согласования национальных бюджетов европейских стран с ЕК (так называемый "европейский семестр") появилась в результате кризиса евро, который также называют кризисом суверенной задолженности еврозоны 2010−2014 годов.
Одной из его причин стало повсеместное нарушение странами зоны евро определенных в Пакте стабильности и роста максимально допустимых размеров дефицита госбюджета 3% и уровня госдолга 60% ВВП.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) во главе с итальянцем Марио Драги ввел механизмы, которые позволили ЕС абсорбировать греческий кризис, тоже спровоцированный несоразмерным внешним долгом страны. Но итальянскую экономику нельзя сравнивать по масштабам с греческой, и ЕС просто не сможет "вытянуть" Италию.
Хотя еврокомиссар по экономике и финансовым делам Пьер Московиси и исключил любой риск "заражения" еврозоны, защищенной опять же механизмами, принятыми после кризиса.
Аргументы в пользу
В конечном итоге, как говорят экономисты, главную проблему представляет не столько сама по себе высокая внешняя задолженность (госдолг США превышает $20 трлн), сколько отсутствие экономического роста. А в Италии эта проблема превратилась в перманентную.
Уже несколько лет страна колеблется на отметке около 1%, и это самый низкий показатель в ЕС (в кризисных Португалии и Испании он достигает 3%, а в находившейся несколько лет назад на грани банкротства Ирландии — выше 5%). В Италии, несмотря на всю ее производственную базу, включающую, в частности, индустрию люкса (дорогие машины, яхты, дизайн), которая единственная не переживала спад, темпы экономического роста остаются на грани рецессии.
Правительство Конте обещает понять причины этого феномена и переломить его.
Италия была вынуждена проводить жесткую экономическую политику при техническом правительстве Марио Монти (2011−2012), призванного в наиболее критический момент, когда на фоне огромных госрасходов при почти нулевом росте грозил крах. Не имея никаких предвыборных амбиций, технократы резали по живому, увеличивая, где можно, налоги и сокращая повсеместно расходы. В итоге сэкономить удалось, но, поскольку экономика не получила стимулов роста, внешняя задолженность в тот период продолжала расти.
Следующие бюджеты правительств избранной Демократической партии уже не были ориентированы исключительно на экономию, и хоть и небольшого, но роста удалось добиться. Этому кабинету досталось не самое простое наследство — предыдущие правительства оставили "подвешенными" €12 млрд, которые уже были потрачены под обещание восполнить.
Италия единственная прибегает среди стран ЕС к не самому чистоплотному методу: в проект бюджета вносятся расходы, изначально предполагающие "займы", однако правительство заверяет, что все будет восполнено за счет экономического роста, а если он будет недостаточный, на ближайшую перспективу закладывается повышение налогов (чаше всего НДС).
Поскольку ни одно избранное правительство не хочет народного гнева за повышение налогов, каждый год приходится изыскивать какой-то новый источник, чтобы покрыть "недостачу" бюджета и снова "кормить завтраками", накапливая такие долги.
Поэтому нынешнее правительство не первое, завышающее оценки экономического роста. Еврокомиссия шла навстречу Риму, не применяя никаких карательных мер и допуская определенную гибкость в оценке состояния государственных счетов, но при соблюдении Италией определенных условий.
"Сатурн" против
Главы правящих партий — известный критик ЕС Маттео Сальвини ("Лига") и Луиджи Ди Майо ("Движение "5 звезд") обвиняют Брюссель в диктате.
"Это первый проект бюджета, написанный в национальной столице, а не в Брюсселе. Это революция, и мы от нее не откажемся", — сказал Ди Майо.
"Они не на правительство нападают, но на весь народ. Это то, что еще больше раздражает итальянцев, и они еще больше будут жаловаться на ЕС, который и так на минимуме популярности", — прокомментировал Сальвини.
Оба уже давно говорят о "заговоре банковского лобби" и "брюссельской демократии", которая подчиняет себе народы, тогда как ныне правящие в Италии силы выступают за больший суверенитет и свободу в решениях национальных правительств. "Лига" и "Движение", победившие в Италии, не первые в Европе, кто так или иначе заговаривает о большей независимости.
В этом хоре и Себастьян Курц в Австрии, и Виктор Орбан в Венгрии. Последним поводом для ликования так называемых евроскептиков стало очередное поражение партии Ангелы Меркель в Германии.
Но проблема заключается в том, что, несмотря на повсеместный рост антисистемных сил (и не только в Европе), нельзя говорить об их едином фронте. Первым, кто выступил с острой критикой бюджетных планов Италии, стал Курц.
Все эти так называемые сторонники национального суверенитета лишены солидарности, то есть каждый за себя. А это значит, никто не желает платить за долги соседа. Никто не хочет второй Греции.
Десять стран Северной Европы уже обратились к ЕС с просьбой сократить фонд "по спасению государств" и требовать от отдельных государств проявлять бо́льшую ответственность в ведении "бухгалтерии".
Грядут перемены
Теперь ход за ЕК. Как признался Московиси, комиссия не может заблокировать национальный бюджет, но Брюссель может ввести штрафные санкции, а это влечет в том числе сокращение финансирования из структурных фондов ЕС.
Как выяснилось в ходе очередной перепалки итальянских властей с еврокомиссарами, Рим отчисляет в "общую кассу" около €12 млрд и обратно получает примерно столько же.
В определенных кругах бытует мнение, что итальянский бюджет рассчитан на короткий период. Это говорит о возможных скорых досрочных парламентских выборах. Но еще больше Рим надеется на ближайшие выборы в Европейский парламент (а также полную смену руководства ЕС). Голосование намечено на конец мая 2019 года и в Италии, очевидно, превратится в референдум о деятельности правительства.
Вероятно, так будет и в других странах, а значит, если учитывать общие настроения и тенденции, евроскептики и сторонники суверенитета могут оказаться в большинстве, и вся конфигурация управления ЕС может измениться.
Бюджетный спор с нынешней Еврокомиссией Сальвини и Ди Майо попытаются максимально использовать в своих популистских целях и превратить в настоящую избирательную кампанию. Но только время покажет, насколько легко сломить большую европейскую машину.
Достаточно распространено и мнение о том, что у Рима никогда не хватит для этого веса и авторитета. Всегда, конечно, можно "хлопнуть дверью", но и Конте, выполняющий функцию гаранта стабильности (наряду с президентом), и даже Сальвини с Ди Майо заверяют, что никакого Italexit не планируется.