20 ноября 2018, 15:57
Мнение

"Баталов разглядел меня как режиссера". Владимир Меньшов — о Гоше, сделавшем кино глубоким

Об актерском мастерстве Алексея Баталова, съемках фильма "Москва слезам не верит", дружбе и ответственности

Алексей Баталов завоевал зрителя с первых своих работ в "Большой семье" Иосифа Хейфица, в "Деле Румянцева". Было бы неверно назвать это всенародное признание модной сегодня "популярностью" или "успешностью". Он сразу стал любимцем, любимым.

Все в нем нравилось — лицо, манеры, биография. Интеллигент, который мог при этом убедительно играть рабочих.

Однажды прозвучала поставившая всех в тупик фраза, будто я — тот режиссер, который открыл Алексея Баталова. Ну что ответить? Лучше расскажу. Иосиф Хейфиц, замечательный режиссер "Ленфильма", в 1960 году снял "Даму с собачкой" и роль Гурова доверил именно Баталову. Это было открытие и одновременно — нет.

Объясню почему. Я помню, как все смущенно переглядывались, узнав, кто будет играть Гурова. Мол, Баталов замечателен в образе рабочего, но Гуров-то интеллигент. Что это за выбор такой? Что эта за странность?

Но именно эти вопросы и казались странными, когда вышла картина. Как интеллигент по жизни Алексей Баталов мог не сыграть интеллигента в кино? Скорее наоборот — Хейфиц как раз сделал довольно рискованный выбор, когда давал Баталову роли рабочего класса.

"Дама с собачкой" — изумительная работа, фильм, в котором был собран сильный актерский состав. Он до сих пор смотрится. И должен сказать, что, пожалуй, все фильмы с Баталовым не стареют, до сих пор смотрятся прекрасно.

Когда я начинал работу над картиной "Москва слезам не верит", я не сразу пригласил Баталова. Мне это в голову не приходило, я искал сорокалетнего мужчину на роль Гоши, а Баталову исполнялось на тот момент 50.

На мое счастье, однажды мы собрались у меня дома в очередной раз обсудить кандидатуру. Мы перебирали вслух имена, довольно бурно спорили по некоторым. Телевизор в это время был включен и работал как фон. Периодически мы в него заглядывали. Шел фильм "Дорогой мой человек". Краем глаза мы его посматривали. И в какой-то момент, когда в кадре появился Баталов, кто-то из нас переглянулся и сказал: слушайте, а может быть Баталов, а?

Хорошие друзья, мнением которых я очень дорожу, были очень удивлены моему выбору: ну что ты, сказали они мне, он уже ушел. Кино ведь жестокая вещь, и Баталов к тому времени был уже списан. Кончилось его время. Пришли новые, молодые актеры.

Но Баталов пользовался огромным авторитетом. И я рискнул предложить.

И признаться, этот выбор — и наше счастье, и счастье Баталова.

Правда, сначала он отказался, прочитал сценарий и сказал: "Ну так себе, знаете, я очень занят". А потом, через день, раздался поздний звонок, в ночи. Звонил Баталов, сказать: "Знаете, я подумал, я согласен".

И вопрос был решен.

Мы встретились и начали работу с некоторой робостью. Примерять кепки, костюмы.

Я ему привез одну накладочку, полупаричок маленький такой, в котором сам однажды снимался (в "Человеке на своем месте"). Она ему очень пошла. Он ее наклеивал и сразу молодел лет на десять.

Оказалось, что в общении Баталов чрезвычайно приятный человек. Очень хорошо воспитанный.

И все больше и больше стали уверяться, что Гошу мы нашли.

Сьемки с ним были очень легкие. Он работал на площадке без малейшей заносчивости.

Был, правда, запущен дурной слух, будто я сам хотел эту роль играть, но уступил ее Баталову. Это не так, конечно. Я считал, что здесь нужна звезда.

Баталов разглядел меня как режиссера. После моих замечаний он начал дерзко прерывать и говорил: покажи. И я проигрывал тот кусочек, который мы обсуждали. Он потом повторял след в след. Но это получалось гораздо лучше. Потому что туда добавлялось его обаяние, манеры, интеллигентность.

С Алексеем Баталовым "Москва слезам не верит" стала серьезной, глубокой. И для его биографии картина сделала очень много.

Мы продолжали и потом, после фильма, поддерживать с ним отношения. И даже перешли на "ты", хотя разница в возрасте значительная. Потом он меня пригласил набрать курс во ВГИК, где он заведовал кафедрой актерского мастерства.

И общение с ним всегда было большой ответственностью, как всегда и бывает в общении с крупной, серьезной личностью. И его кинематографическая роль со временем не только не стареет и не умаляется, а скорее продолжает расти.

Стала ли роль Гоши главной в жизни Алексея Баталова, не знаю, так же, как мы все никак не предполагали, что она окажется наиболее значительной в воспоминаниях об актере. Потому Баталов — это Гоша, и никуда от этого не деться.

Он снимался в великих фильмах, но остался в памяти Гошей. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru