95 лет — дата некруглая. И хотя у нас в России почему-то любят отмечать юбилеи каждые пять лет, сегодня на "Мосфильме" не запланировано каких-либо праздничных мероприятий. На одной из крупнейших киностудий мира — обычный рабочий день. И это, на самом деле, правильно — разве может останавливаться главная кинофабрика страны?
Сейчас на "Мосфильме" производится большая часть российской аудиовизуальной продукции: кино, сериалы, популярные ТВ-программы, музыкальные клипы, реклама. Практически в круглосуточном режиме работают павильоны, натурные площадки, музыкальные студии, лаборатория обработки пленки и большое количество других подразделений — потягаться с производственной базой "Мосфильма" способны немногие. Ежедневно стены киностудии наполняют тысячи людей самых разных профессий: операторы, режиссеры, звукоинженеры, гримеры, художники, декораторы, бутафоры, водители. Поэтому можно сказать, что любой наш юбилей — праздник производственный.
История "Мосфильма" достойна отдельного изучения. За свое почти вековое существование студия, можно сказать, стала символом отечественного кино, его главным брендом. Наши фильмы входят в золотую коллекцию, в том числе и мирового кинематографа. Что и говорить, если у истоков создания "Мосфильма" стояли такие титаны, как Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Александр Довженко, Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев.
Я пришел на "Мосфильм" в 1970-е годы — в период, который по праву можно назвать расцветом советского кино. На студии в это время работали Андрей Тарковский, Леонид Гайдай, Сергей Бондарчук, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Лариса Шепитько, Элем Климов, Василий Шукшин и еще с десяток звездных имен — сегодня это признанные мэтры.
Так уж повелось, что любое время мы ценим по его достижениям.
Но кино — это не только идеи, пусть и великие. Это еще и технологии. И с этой точки зрения "Мосфильм" сегодня, говорю без ложной скромности, — передовое кинопредприятие.
"Мосфильм" — единственная студия на постсоветском пространстве, которая провела глубокую модернизацию, фактически полную реконструкцию после тотального разрушения отечественной кинематографической отрасли в 1990-е годы. Причем мы сделали это на собственные средства. Из убыточного "хозяйствующего субъекта" киноконцерн превратился в ведущее предприятие — крупнейшего налогоплательщика. Сохранив при этом государственный статус (убежден, что это единственно возможный статус для "Мосфильма"). Наш принцип: все заработанное мы вкладываем в собственное развитие. Так и должно быть.
Прошедший год стал для нас знаковым, можно даже сказать, историческим. Построены новые объекты: 16-й киносъемочный павильон и Дом костюма и реквизита — современное хранилище, в котором разместятся богатейшие фонды киностудии. Ничего подобного вы не найдете даже за рубежом! Завершается модернизация "Тонстудии" — уникальное оборудование и технологии позволят значительно оптимизировать производственные процессы. Это очень важно.
Россия сегодня производит всего около 100 картин в год — для такой огромной страны очень мало.
Но времена меняются. Придут новые поколения кинематографистов. Где они будут снимать кино? Конечно же, на "Мосфильме"! Нашу, свою миссию я вижу в сохранении и приумножении всего лучшего, что было создано на киностудии предыдущими поколениями.
Этой весной на "Мосфильме" начнется строительство современного киноконцертного зала и еще одного съемочного павильона, который превзойдет по своей площади легендарный Первый павильон. Столь масштабных преобразований студия не знала с 1950-х годов. Все это знаменует собой новый этап развития не только киностудии "Мосфильм", но и всей российской киноиндустрии, позволяет нашему кино уверенно смотреть в будущее.
Сегодня я выражаю глубокую благодарность всем работникам "Мосфильма", особая признательность — ветеранам киноконцерна. В эти дни мы получаем множество поздравлений и теплых слов: от первых лиц государства до простых зрителей из самых разных уголков света. Ваше внимание и любовь длиною почти что в целый век — и есть лучшая оценка нашего каждодневного труда.