Неуязвимых нет. Как выход из договора о ликвидации ракет создает новую ядерную угрозу
Денис Дубровин — о последствиях выхода из ДРСМД для США, России и всего мира
1 февраля, не дождавшись истечения срока собственного ультиматума России, США объявили о приостановке выполнения своих обязательств по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и о запуске процедуры расторжения договора, которая занимает шесть месяцев. Владимир Путин немедленно ответил, что Россия принимает зеркальные меры и также приостанавливает выполнение этого договора.
Невозможно представить, чтобы любое суверенное государство выполнило ультиматум, который госсекретарь США Майкл Помпео озвучил 4 декабря прошлого года на встрече глав МИД НАТО в Брюсселе. Россия, по его словам, должна была в 60-дневный срок "предпринять решительные шаги для полного, доказуемого и проверяемого уничтожения своих ракет 9М729", которые, по утверждению Вашингтона, якобы имеют дальность действия более разрешенных этим договором 500 км.
Поверить в возможность "выполнения требования Вашингтона ради спасения ДРСМД" могли только партнеры США по НАТО. Организация Североатлантического договора одновременно с объявлением ультиматума Помпео распространила заявление, в котором выразила полную и неограниченную поддержку позиции США, возложила всю вину за намерение Вашингтона разорвать ДРСМД на Россию, призвала Москву принять меры для спасения договора и под конец объявила о приверженности сотрудничеству с РФ, "когда действия РФ это позволят".
Кот Леопольд из советского мультфильма с его знаменитым "ребята, давайте жить дружно", и тот бы пролил слезу умиления, проникшись духом глубокого миролюбия и детской непосредственности, которыми был проникнут этот документ. Стоит ли говорить, что страны НАТО практически слово в слово повторили это заявление после того, как США объявили о начале разрушения ДРСМД.
Тот факт, что в обоих случаях декларации НАТО и США были синхронизированы до минут, не оставляет сомнений, кто режиссировал эту постановку. А степень искренности призывов младших партнеров по НАТО может быть прямо пропорциональна только их глупости. Об истинных причинах решения США, об их подготовке к этому шагу и о нарушениях договора Вашингтоном мы поговорим ниже, а пока ответим на главный вопрос.
Чем грозит миру распад ДРСМД?
Случайным глобальным ядерным конфликтом. Ни больше ни меньше.
Подписанный в 1987 году ДРСМД запрещал крылатые ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5,5 тысяч км.
Низколетящие маневрирующие крылатые ракеты — это малозаметное ударное средство с предельно коротким подлетным временем. Такие ракеты размещены на небольших мобильных пусковых установках — рельсовых или автомобильных платформах. Их запуск может быть произведен практически из любой точки на территории потенциального противника, и его еще нужно суметь вовремя обнаружить.
Подлетное время такой ракеты, выпущенной с европейской территории НАТО, до Москвы — составляет около десяти минут. Время принятия решений об ответном ударе в этом случае составляет всего несколько минут — ведь на их обнаружение тоже требуется время. В этой ситуации России и США неизбежно придется максимально автоматизировать алгоритмы принятия решения об ответном ядерном ударе.
В идеале — задействовать командные системы "возмездия из могилы", когда ядерные ракеты получают команду на старт по заранее запрограммированным целям в случае полной потери связи с командными центрами. Такие системы должны быть не просто задействованы: обе стороны — и Россия, и США — должны донести эту информацию до потенциального противника, чтобы лишить его соблазна попытаться нанести обезглавливающий удар.
Ядерной войны, последствия которой известны и неизбежны, не хочет никто. Но проблема любой, даже самой совершенной техники в том, что она может давать сбои. Конечно, системы управления ядерными ракетами имеют множество дублирующих цепей, однако абсолютную надежность техники гарантировать невозможно.
Сокращение времени принятия решений после ликвидации ДРСМД и постановки на вооружения противниками новых крылатых ракет средней дальности может просто не оставить нескольких минут, необходимых человеку для исправления ошибки компьютера. Ошибки техники в ракетных войсках уже случались ранее. Наиболее известный эпизод — ложное предупреждение о ядерном ударе по территории СССР, которое выдала система слежения за территорией США 26 сентября 1983 года. Тогда лишь действия оперативного дежурного — подполковника Станислава Петрова, который сумел в кратчайший сроки распознать технический сбой, спасла мир от "ответного" ядерного удара СССР.
Что касается степени надежности современной военной техники — примеров десятки, в том числе с учений НАТО в Европе: то "хаммеры" срываются с парашютов при десантировании, то навигационные системы отказывают, то фрегаты тонут от столкновения с сухогрузами в условиях прямой видимости. Отечественная космическая и оборонная промышленность, увы, также время от времени демонстрирует досадные сбои.
Ищи, кому выгодно
Основные выгоды от разрыва ДРСМД получают США, которые смогут разместить такие ракеты на территории новых стран НАТО, то есть вплотную к российским границам. При этом у России аналогичного плацдарма для развертывания и нацеливания ракет средней дальности на США просто нет — она сможет взять на прицел только территорию государств Европы, где появятся американские ракеты. Это дополнительно осложнит отношения с европейскими странами, лишь застаив их искать защиты у США.
Еще один крайне важный для США аргумент — это возможность создания систем противоракетной обороны большого радиуса действия, которую США, пока не слишком успешно, пытаются строить с начала 2000-х годов. Для этой системы также необходима гиперзвуковая управляемая ракета со средним радиусом действия. Теоретически ракета-перехватчик не должна нести ядерный заряд (хотя и в работе ПРО есть жуткая концепция уничтожения групп ракет противника высотными ядерными взрывами).
Но даже неядерная ракета-перехватчик всегда может быть доработана до возможности нести малый ядерный заряд. В этом контексте США уже сегодня имеют готовые новенькие базы ПРО в Румынии и Польше, которые хоть завтра могут быть использованы для размещения ударных крылатых ракет максимально близко к российским границам.
Наконец, с момента подписания договора в 1987 году США получили заметное преимущество, поскольку ракеты морского базирования он не запрещал, а именно по ним у США всегда был значительный перевес. Сегодня, однако, при наличии современных средств обнаружения кораблей и противокорабельных ракет корабли ВМС США стали слишком заметной и удобной целью, утратив значительную часть преимуществ в качестве средств доставки крылатых ракет в зону запуска.
Для России бонусы от разрыва ДРСМД тоже есть. Правда, заметно меньшие. Ракеты средней дальности многократно увеличивают возможности обычных Вооруженных сил РФ в крупном неядерном конфликте, а также могут использоваться для достижения военных конкретных целей в локальных конфликтах.
Другое дело, что эти же задачи наша страна вполне может решить, не нарушая ДРСМД. Вспомним хотя бы 7 октября 2015 года, когда были нанесены удары по объектам исламистских антиправительственных сил и бандформирований в Сирии ракетами "Калибр" с кораблей Каспийской флотилии. Крылатые ракеты преодолели расстояние 2,6 тыс. километров.
Резонный вопрос — почему били настолько издалека? Ответ — ДРСМД запрещает ракеты наземного базирования, но под его действие не попадают ракеты морского базирования. При помощи такого оружия Россия может контролировать с Каспия большую часть Ближнего Востока, Среднюю Азию, часть Афганистана, не говоря уже о Закавказье, в то время как корабли на Каспии надежно защищены от средств поражения противника.
Однако важным аргументом против этого договора и для США, и для России является именно его двусторонний характер, тогда как уже сегодня есть большая группа государств, которые уже создали или стоят на пороге создания крылатых ракет средней дальности: Китай, Иран, Индия, Пакистан, Израиль. А также Франция, Великобритания, Германия, Белоруссия, Аргентина, и список можно еще продолжать.
Другое дело, что, имея действующий ДРСМД, переговоры с этими странами о международном договоре по контролю за такими видами вооружений можно было бы начинать на благоприятном примере сверхдержав. А теперь придется идти от противного — угрожая гонкой вооружений и военным потенциалом. Кстати, гонка вооружений для Вашингтона — традиционно позитивный аргумент. Администрация США намерена резко увеличить ассигнования на развитие и создание новых видов крылатых ракет, поддерживая свой прожорливый ВПК. Насколько хватит сил нынешней американской экономике и теряющей позиции основной мировой резервной валюте — покажет время.
Последовательное разрушение
США разрушали ДРСМД последовательно и давно, поэтому сегодня все попытки Вашингтона и его меньших братьев по НАТО свалить вину на Россию выглядели бы довольно забавно, если бы вопрос не был столь серьзезен.
Обмен обвинениями в нарушениях ПРО начался еще в 2010–2011 годах, когда США обвинили Россию в испытаниях новых ракет "Р-500" для комплекса "Искандер", которые якобы превышают разрешенную дальность. В свою очередь Россия предъявила США обвинение: американские ударные беспилотники являются системами, нарушающими ДРСМД.
Кроме того, Россия указала США на их испытания ракет-мишеней для систем ПРО, которые имели все характеристики ракет средней дальности. Еще одним нарушением договора со стороны Вашингтона было создание унифицированной пусковой установки Мк-41, способной запускать крылатые ракеты средней дальности ASROC, "Си Спарроу", ESSM и "Томагавк".
Впрочем, разрушение ДРСМД началось еще раньше. Отправной точкой можно считать решение США выйти в одностороннем порядке из Договора по ПРО 1972 года.
Администрация Джорджа Буша (младшего) объявила о выходе из этого договора 13 декабря 2001 года, процедура расторжения завершилась 12 июня 2002-го. Эта тема уже многократно и широко проанализирована как западными, так и российскими специалистами. Общий вывод — США в тот период стремились закрепить свое военное доминирование в мире.
Задолго до начала нового кризиса в отношениях с Россией они поставили перед собой задачу создать глобальную мировую систему ПРО, которая должна была защитить территорию США от ракетных пусков из любой точки мира, а после завершения развертывания — быть способной качественно ослабить даже массированный ядерный удар со стороны России или Китая.
Стремление обеспечить собственную неуязвимость — так охарактеризовал эти планы США в 2008 году Дмитрий Рогозин, бывший тогда постпредом РФ при НАТО. Глобальная ПРО США должна была достичь полной операционной готовности к 2018 году.
Сегодня мы видим, что США не смогли реализовать и 30% своих планов. Не хватило денег и технологий. Даже развернутые в том числе в Польше и Румынии ракеты-перехватчики пока демонстрируют эффективность гораздо ниже заявленной.
С другой стороны, выход США из договора по ПРО дал мощный толчок для разработок Россию и Китай именно крылатых управляемых ракет, которые являются наиболее эффективным средством борьбы с ПРО противника.
То есть США, стремясь к глобальному военному доминированию, сами подтолкнули своих оппонентов к разработке систем, противодействовать которым они не могут.
Теперь, пытаясь ответить на этот вызов, они решили разрушить уже второй элемент действовавшей мировой системы контроля над вооружениями.
Напрашивается вопрос: что должно произойти, чтобы американцы осознали, что военная неуязвимость и полное доминирование в современном мире невозможны? Сможет ли эта страна понять, что собственную безопасность они смогут обеспечить лишь выполняя договоры, под которыми они сами подписались?