25 марта 2019, 11:16
Мнение
ЧМ-2019 по фигурному катанию

Спасибо за сезон, ждем продолжения! Загитова и Медведева еще не показали своего максимума

Владислав Жуков — об итогах чемпионата мира в женском одиночном катании

Начать хотелось бы с судейства. Перед стартом чемпионата мира были определенные и далеко не беспочвенные опасения по поводу честности оценок арбитров. И вот турнир закончился, и о работе судейской бригады и технического контролера (на секунду, японки) Мами Маэды можно высказаться двумя словами — все справедливо.

Могли арбитры устроить пиршество домашнего судейства и подтянуть японок на пьедестал? Могли. И сделали бы это легко и непринужденно. Да, и Рика Кихира, и Каори Сакамото, и Сатоко Мияхара своего максимума не показали, но по крайней мере первых двух было очень легко привести к медалям оценками за компоненты. Цена вопроса — 1–2 балла, и никто бы не заметил, если бы им их в итоге надбавили. Тем более что вторые оценки что у Рики, что у Каори в короткой и произвольной программах в Сайтаме были хорошими, но не то чтобы прямо огромными. А у Рики — и вовсе ниже, чем в среднем по сезону.

Могли решить вопрос надбавками за качество исполнения элементов (GOE)? Однозначно. И если уж быть до конца откровенным, немножко даже пытались это сделать. К примеру, когда Кихира в произвольной программе упала с тройного акселя, сразу два арбитра выставили ей по GOE -3. Хотя обычно падение — это автоматически -5. Да, по правилам Международного союза конькобежцев (ISU), при вычислении итогового GOE одна худшая и одна лучшая оценка судей не учитываются. Но одна минусовая "тройка" в протокол в итоге просочилась, и Рика получила за сорванный прыжок менее суровый штраф. Прыжки и вращения японкам "отплюсовывали" тоже достаточно активно — впрочем, как и нашим девушкам. Но это мелочи, которые на итоговый результат не повлияли.

Могли не замечать шероховатости в технике? Могли и делали. Как своим, так и многим другим. И к российским фигуристкам технические специалисты тоже не придирались. Словом, давали бороться на равных всем участникам, хоть это и стоило женской сборной Японии пьедестала домашнего чемпионата мира. И за это судьям следует сказать спасибо.

Совершенная Загитова

Сейчас модно говорить про произвольную программу Алины Загитовой в Сайтаме. Но давайте не будем забывать, что ее поход к золоту начался с абсолютно идеальной короткой. В ней воедино слились и нежный образ, и прекрасная нарезка музыки из "Призрака оперы", и превосходное исполнение всех без исключения элементов. И тем удивительнее слышать от самой Алины, что эта программа долгое время была для нее чужой. Со стороны, во всяком случае, думается совсем по-другому.

Тренер Загитовой Этери Тутберидзе уже после окончания чемпионата мира призналась, что Алина менее чем за неделю до старта могла сняться с турнира. Тяжелейший постолимпийский сезон, возрастные изменения и появившийся на фоне не самых удачных последних результатов страх соревнований сковывали фигуристку, срывая и без того сложную подготовку к таким важным соревнованиям. В итоге все же было решено не опускать рук и сражаться за единственный титул, которого у фигуристки на тот момент еще не было.

Могли ли мы подумать об этом в тот момент, когда Алина вышла на лед для исполнения короткой программы? Тогда весь мир увидел абсолютно другую спортсменку, не похожую на ту, что была ранее. На ее лице не было и тени волнения, а в глазах читалась уверенность в своих силах. Потом заиграла музыка, и зрители замерли в восхищении.

А какой у нее вышел лутц-риттбергер! Чистейший каскад, с которым в этом сезоне у Загитовой частенько случались проблемы. Как там по-японски будет "идеально"? Наверняка на трибунах "Супер-арены" это слово в тот момент прозвучало не раз и не два. Не удивлюсь, если по видеозаписи короткой программы Алины с чемпионата мира через год-другой этот сложнейший элемент будут учить юные фигуристки. А возможно, и фигуристы тоже. 

И в конце — тройной флип, поставленный точно в акцент музыке. По задумке постановщиков это, очевидно, момент триумфа, вершина, после покорения которой можно выдохнуть и порадоваться. Потому что после нее соперниц уже не остается. В Японии было именно так, и зрители на трибунах и у экранов телевизоров этот момент, безусловно, уловили и прочувствовали. Как и судьи, оценившие прокат олимпийской чемпионки в космические 82,08 балла.

Но выиграть соревнования в фигурном катании в короткой программе практически невозможно. После первого дня отрыв Загитовой от конкуренток был внушительным, но нельзя не отметить Кихиру, вылетевшую из сильнейшей разминки из-за "бабочки" на тройном акселе. Она проигрывала россиянке около 12 баллов, однако "произволка" японки сильна настолько, что и этого задела могло не хватить.

Произвольную программу Загитова представляла предпоследней. Кихира к тому моменту уже откаталась и получила достаточно высокие оценки, несмотря на очередной срыв трикселя. Но побеждать ее было необходимо.

Произвольная программа под "Кармен" у Загитовой на самом деле получилась чуть хуже короткой, с крошечными недочетами. Сразу после проката Тутберидзе сказала, что поверила в золото своей подопечной только в финальной части выступления. Со стороны же визуально показалось, что Алина начала ощущать вкус победы уже после успешно исполненного второго прыжкового элемента — каскада лутц-тулуп. А ближе к середине проката полноценно осознала, что она — чемпионка, и буквально побежала за золотом, слегка выбившись из темпа композиции и смазав приземление комбинации лутц-риттбергер.

Но и в этом есть свой неповторимый шарм, из-за чего все происходящее превращается в идиллию. Как и в эмоциях Алины после того, как на табло зажглись 155,42 балла за произвольную и 237,50 по сумме программ. В ее реакции смешались и детский восторг, и осознание тяжести пройденного пути. Если хотите, "выстраданность" полученной награды, реабилитация перед самой собой и окружающими за пятое место на прошлогоднем чемпионате мира.

Ей всего 16 лет, это второй для нее сезон во взрослом уровне. Она — одна из самых юных олимпийских чемпионок, чемпионка Европы, победительница финала Гран-при и чемпионата России. Теперь — чемпионка мира. Первая россиянка, собравшая воедино все мыслимые и немыслимые титулы в женской "одиночке". Первая фигуристка с 1985 года после легендарной немки Катарины Витт, кому покорилось мировое первенство в первый сезон после победы на Играх.

И она — уже в истории, в одном ряду с величайшими спортсменками.

Медведева и справедливость

Еще перед стартом чемпионата мира было стойкое ощущение, что Евгения выступит достойно. Ощущение, впрочем, ничем конкретным не подкрепленное, однако в случае с ней это и не требуется. Медведева — это искусство. Невесомое, едва уловимое, нематериальное. Можно по-разному относиться к этой фигуристке, но это факт. И рассуждать о таких людях с позиции цифр и холодных расчетов бесполезно, ведь все в конечном итоге сводится к тому, что если у них, что называется, "попрет", то берегись. И именно в этот раз чувствовалось, что "попрет", да еще как.

Евгения показала прекрасные результаты (74,23 — в короткой, 149,57 — в произвольной, 223,80 — по сумме), даже несмотря на допущенные ошибки. Их, кстати, было всего две — недокрут в короткой программе на каскаде из тройного флипа и тройного тулупа и плохое приземление на двойном акселе в произвольной. Под конец сезона, который тоже дался спортсменке с неимоверным трудом, ее программы приобрели привычный лоск. Пока что в них нет той скорости, что была еще в прошлом сезоне, но всему свое время.

И как-то сам собой всплывает в памяти февральский отбор в сборную России. Странный, без четкого регламента и с размытыми критериями. Но, как показала практика, Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР) приняла верное и справедливое решение, отправив Евгению в Сайтаму.

Да, бронзовая медаль 19-летней фигуристки сложилась из трех факторов, и имя им — Рика, Каори и Сатоко. Выступи японки удачнее, и Медведевой на пьедестале могло и не быть. Но это проблемы японской федерации, которые нас совершенно не касаются и нисколько не умаляют успех Евгении, который позволил российской спортсменке завершить этот непростой сезон на мажорной ноте и придал сил для новых свершений.

Что дальше?

После чемпионата мира этот вопрос применительно к Загитовой и Медведевой перестает быть риторическим, и это важнейший итог турнира. Обе фигуристки не намерены пропускать следующий сезон, а это значит, что в межсезонье им предстоит много работы.

После окончания мартовского чемпионата мира среди юниоров хореограф группы Этери Тутберидзе Даниил Глейхенгауз сообщил, что Александра Трусова, Анна Щербакова и Алена Косторная переходят во взрослый уровень. Эти юные фигуристки — чудо, и каждая из них сильна по-своему. В нынешнем сезоне они на троих разыграли все юниорские титулы, а в декабре дебютировали на взрослом чемпионате России, где также были и Загитова, и Медведева. И заняли весь пьедестал.

Но неужели с ними невозможно конкурировать? Думаю, пока о безраздельном доминировании трио ТЩК, как их окрестили болельщики, говорить рано. Безусловно, 14-летняя Трусова — это главный фаворит следующего сезона. В ее арсенале три четверных прыжка, один из которых — ценнейший лутц, полный набор тройных (за исключением акселя), вращения с превосходной центровкой и, что немаловажно, уже сформированный авторитет у судей. Конечно, не такой, как у взрослых чемпионок, но это поправимо. Мир фигурного катания за пределами юниоров еще не сталкивался с девушками, способными набирать 90 и больше баллов за технику в произвольной программе, и арбитры, конечно, будут иметь это в виду.

Но это, пожалуй, все. 14-летняя Щербакова тоже исполняет четверной прыжок — лутц, но в нынешнем сезоне он чаще всего не получался. И на данный момент нет уверенности, что элементы ультра-си у нее стабилизируются. Анна музыкальна и пластична, тонко чувствует образ и прекрасно исполняет все тройные без акселя, но вряд ли этого хватит для того, чтобы заставить сдаться взрослых соперниц. Косторная — старшая из трио ТЩК (15 лет) и сильнее всего отличается от Трусовой и Щербаковой тем, что пока не пытается штурмовать прыжки повышенной сложности и не прыгает каскад из тройного лутца и тройного риттбергера. При этом у нее лучшие оценки за компоненты на юниорском уровне, а за природную грацию и мастерство скольжения ее уже называют новой Каролиной Костнер. И пока непонятно, к какому результату это приведет.

Но за Загитову и Медведеву ярче всего остального говорят их титулы. Победой на чемпионате мира Алина дала сигнал судьям, что не будет сбавлять оборотов, как и вернувшаяся на пьедестал мировых первенств Евгения. Кроме того, обе фигуристки далеки от потолка своих возможностей. На чемпионате Европы в Минске Загитова сообщила, что до новогодних каникул тренировала четверные флип и риттбергер. В Сайтаме она говорила об этом уже в настоящем времени. Это дает основания полагать, что уже осенью олимпийская чемпионка будет во всеоружии.

Вопрос лишь в том, как это скажется на стабильности. Флип и риттбергер получаются у Загитовой хорошо, но важно помнить, что четыре оборота на этих прыжках даже у мужчин делают единицы. Если быть точным, то четверным флипом владеют Натан Чен, Сёма Уно и Александр Самарин. Риттбергером — только Чен и Юдзуру Ханю. Чистое исполнение этих прыжков принесет большое количество баллов, но и риск получить травму возрастает значительно.

В текущем сезоне Загитова, пребывая в разгаре пубертата, будто бы качалась на волнах, чередуя хорошие и откровенно плохие выступления, и не исключено, что в сезоне-2019/20 ей захочется обойтись без приключений. Нынешнего технического контента хватит, чтобы оставаться конкурентоспособной еще год-два, а преодоление пика взросления (об этом говорит, в частности, отсутствие тейпов на коленях во время чемпионата мира) поможет окончательно вернуть уверенность в себе. Тренерский штаб во главе с Тутберидзе наверняка сможет найти к Алине правильный подход. Ведь для них этот сезон тоже стал новым опытом взаимоотношений с активно взрослеющей фигуристкой, и полученные знания очень пригодятся им в будущем.

С Евгенией дела обстоят чуть сложнее. Безусловно, ей необходимо усложнять техническую заявку, а вот каким образом — вопрос. Вариантов несколько, но на первый взгляд более-менее реальными кажутся два — четверной сальхов, который фигуристка хотела исполнить уже очень давно, и работа над тройным лутцем. Причем над последним трудиться придется независимо от того, какой путь в итоге выберет Медведева и ее тренер канадец Брайан Орсер.

Сразу после переезда Евгении в Торонто она и Орсер обозначили основной целью их сотрудничества исправление технических недочетов российской фигуристки. На то были как минимум две причины — неидеальный двойной аксель и лутц с неправильного ребра, за который судьи вычитают баллы. И сейчас, когда сезон фактически завершен, можно сказать, что Медведева действительно меняется в лучшую сторону. Теперь у нее другое скольжение, а аксель стал пролетным и высоким. Но лутц пока остался прежним.

Впрочем, винить в этом Орсера и Медведеву преждевременно. Неверно выученный лутц — проблема, которую в одночасье не решить. Однако если за оставшееся до следующего сезона время Евгения все-таки исправит это, ей откроются большие возможности для расширения технического потенциала. Вплоть до каскада лутц-риттбергер, который она периодически исполняет на тренировках. А улучшенная техника вкупе с неизменно высокими компонентами позволит ей конкурировать и с ТЩК, и с Загитовой, и с Кихирой, которая в межсезонье тоже не будет сидеть без дела.