В середине апреля 2019 года стало известно, что законодатели планируют увеличить минимальный размер капитала микрокредитных компаний (МКК). Он может возрасти с нынешних 10 тыс. руб. до 5 млн руб. Предполагается, что такая мера будет способствовать сокращению количества неправомерных действий со стороны многочисленных игроков на рынке микрокредитования.
Кроме того, ожидается введение запрета на выдачу мирокредитов под залог жилья. В дополнение к этому государство планирует обязать микрофинансовые организации (МФО) проводить упрощенную идентификацию заемщиков с целью пресечения практики получения кредитов по чужим паспортным данным. В тексте обсуждаемого законопроекта присутствует и ряд других менее принципиальных корректировок действующего законодательства.
Парламентарии планируют принять целый ряд значимых отраслевых нововведений единым пакетом. Большинство из них выглядит вполне разумным и с высокой долей вероятности будет воплощено в жизнь. Едва ли указанные меры вызовут какое-либо недовольство со стороны клиентов МФО. Представители банковского сектора, скорее всего, окажутся в выигрыше. Для регулирующих органов подобные новации способны лишь облегчить работу. Это будет связано с предполагаемым сокращением количества контролируемых предприятий.
Попробуем "разложить по полочкам" наиболее значимые аспекты предстоящих изменений в законодательстве о микрофинансовой деятельности в России.
Заемщики хватаются за соломинку
С одной стороны, государство не может полностью запретить этот вид финансовой деятельности, поскольку подавляющая часть клиентов МФО — малоимущие люди и предприниматели, которым отказали традиционные кредитные организации (банки) в цивилизованном займе. Такие заемщики вынуждены хвататься за соломинку, часто не отдавая себе отчета в последствиях своего решения. В свою очередь, кредиторы ранее пользовались отсутствием правовой базы, и фактически процедура возврата кредитов с проблемных заемщиков часто находилась вне правового поля.
Ситуация кардинально изменилась в 2016 году с принятием Федерального закона №230, защищающего права заемщиков при взыскании с них просроченной задолженности. Планируемые же изменения в законодательстве позволят еще больше ужесточить требования к игрокам, оставляя на этом рынке лишь те компании, которые способны будут действительно вести свою деятельность как бизнес, а не как попытку быстро получить несколько сот процентов, эксплуатируя безвыходное положение своих заемщиков.
Очевидно, что наиболее болезненным фактом для МФО станет повышение финансовой планки для работы в сфере микрокредитования. В первую очередь необходимо понимать, что предстоящее повышение требований к капиталу микрокредитных компаний укладывается в рамки долгосрочной тенденции к ужесточению условий ведения финансового бизнеса в России. Ранее мы наблюдали аналогичное поэтапное повышение требований к капиталу банков, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг. За последние годы количество представителей указанных секторов экономики сокращается. Законодателями объясняют эти меры необходимостью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Самые слабые уйдут
В настоящее время в России действуют около 50 микрофинансовых компаний (МФК), собственный капитал которых должен составлять не менее 70 млн руб. Количество микрокредитных компаний пока составляет около 1950 штук. Очевидно, что вступление в силу нормы, обязующей МКК увеличить размер собственных средств до 5 млн руб., станет причиной для их массового закрытия.
Скорее всего, с рынка в первую очередь будут вынуждены уйти самые слабые микрокредитные компании. Это можно оценивать как позитивный момент. С другой стороны, МКК не имеют права принимать вклады, или так называемые инвестиции. Поэтому нет никакой экономической необходимости требовать от них наличия собственных средств в каком-либо фиксированном размере. Таким образом, законодатели планируют ввести заградительные требования для представителей малого бизнеса, не обладающих достаточно большим капиталом. Если же говорить о немногочисленных микрофинансовых компаниях, имеющих право принимать вклады, то для них уже действует упомянутое правило о необходимости поддержания величины собственных средств в размере 70 млн руб. Именно поэтому их официальное количество примерно в 40 раз меньше количества МКК.
Иными словами, государство осознанно выдавливает мелких игроков из отрасли микрокредитования. По-видимому, подобная стратегия связана с тем, что ограниченное количество относительно крупных участников отрасли намного проще контролировать. Оборотной стороной подобной стратегии станет монополизация бизнеса, а также уход в тень части уже существующих игроков.
В СМИ приводятся данные о том, что в настоящее время количество нелегальных микрофинансовых организаций в три раза больше чем легальных, зарегистрированных в реестре ЦБ. В связи с высокой рентабельностью микрокредитного бизнеса многие предприниматели попытаются обойти требования отраслевого законодательства после его ужесточения. В этом плане вполне уместно провести параллель с действующим запретом на игорный бизнес в РФ. Представители указанной отрасли продолжают действовать в серой зоне, маскируясь под тотализаторы, лотереи, вексельные системы, и т.п.
Согласно экспертным оценкам, после увеличения требований к капиталу МКК теневой сектор микрокредитного бизнеса могут пополнить около 1,5 тыс. действующих легальных компаний (это составляет порядка трети от их нынешнего официального количества). Они могут стать менее разборчивыми в средствах и методах при работе со своими клиентами, особенно с проблемными, и, скорее всего, борьба с ними будет вестись уже по линии правоохранительных органов по факту регистрации сопутствующих нелегальному бизнесу правонарушений.
В пользу банков
С учетом всех вышеуказанных факторов, в течение ближайших двух-трех лет стоит ожидать передела сложившегося в России рынка микрокредитных услуг. Однако было бы наивным полагать, что от этого сильно выиграют средние и даже крупные представители отрасли. Скорее всего, мы будем наблюдать дальнейшее ужесточение регуляторных и финансовых требований в их отношении. Поэтому более уместно говорить о предстоящем перераспределении рынка микрокредитования в пользу банков. В этом плане наиболее сильные микрофинансовые компании будут вынуждены задуматься о получении банковской лицензии. Этот процесс будет сопровождаться рядом сделок по слиянию и поглощению.
В пользу указанного сценария говорит и тот факт, что планируется увеличение минимально возможной суммы займа, которую микрофинансовая компания вправе привлекать от физических лиц. Она может возрасти в два раза, до уровня 3 млн руб. Иными словами, для МФК существенно осложнятся условия привлечения оборотных средств. В то же время банки имеют право привлекать самые малые суммы, вплоть до 1 тыс. руб.
Рынок микрокредитов активно растет
Продолжая разговор об ожидаемом перераспределении рынка микрокредитования в пользу банков, рискнем предположить, что в нынешних реалиях он становится все более интересным для "классических" кредитных организаций. Чего стоит хотя бы тот факт, что в соответствии с действующим законодательством максимальный размер ставки для МФО составляет 547% годовых. С середины 2019 года указанный норматив сократится до 365% годовых. Участники рынка активно ищут способы компенсации выпадающих доходов за счет введения комиссий и иных косвенных платежей. Однако даже при нынешних сокращающихся официальных ставках, рынок микрокредитования активно растет. Согласно экспертным оценкам, он увеличился на 37% по итогам 2018 года. По итогам 2019 года размер портфеля микрозаймов в России может достичь уровня 190 млрд руб.
Для банков высокие процентные ставки в сегменте МФО выглядят очень привлекательными. Кроме того, повышенная доходность указанного сектора с лихвой компенсирует сравнительно "мелкую" сумму микрокредита. Поэтому вполне логично, что им предстоит активная борьба за нынешних активных клиентов МФО. Необходимо учитывать и тот факт, что в связи со стремительным развитием IT-технологий банки имеют возможность поэтапно сокращать удельные издержки в расчете на один кредитный договор. Поэтому оформление небольших по размеру кредитов становится для них все более рентабельным.
Основным камнем преткновения в сегменте микрозаймов остается в среднем невысокая финансовая дисциплина заемщиков. Микрокредитные компании решают эту проблему достаточно просто. Они принимают на себя все риски и покрывают их за счет прибыли от дисциплинированных клиентов. Что же касается кредиторов с банковской лицензией, то их сдерживает необходимость соблюдения множества отраслевых нормативов.
Вполне возможно, что текущее ужесточение регуляторных требований для МФО будет совмещаться с некоторыми поблажками в этом секторе рынка для банков. Логика развития событий предполагает именно такой сценарий. Ну а мелкому бизнесу в очередной раз укажут на такие желательные со стороны государства сферы деятельности, как бытовые и социальные услуги, мелкое производство и сельское хозяйство. Однако очевидно, что в выигрыше должны остаться клиенты банков и МФО.