26 февраля 2020, 15:10
Мнение

Выбор критиков Берлинале: драма о берлинских русалках и комедия о жертвах интернета

Тамара Ходова — о лучших (на данный момент) фильмах фестиваля по версии международной прессы

"Ундина" неожиданно заняла первое место в рейтинге критиков, который ежегодно составляется журналом Screen, набрав 3,1 балла из 4. Неожиданно не потому, что фильм плохой, но, по мнению многих на фестивале, предсказуемый и даже проходной. Это проблема многих картин Берлинале в этом году, хотя если учесть, что в прошлом году большинство из них были даже не проходными, а просто плохими, это значительное улучшение.

Новый фильм Петцольда действительно получился простым и неприхотливым, но в этом есть определенное изящество, особенно в сравнении с его прошлым "Транзитом", где режиссер стал заложником собственного интеллекта и похоронил себя в деталях. Его, кстати, тоже показали в Берлине, только два года назад.

"Ундина" — это интерпретация всем известного мифа и любовное признание Берлину. Все начинается с того, что Ундину (Паула Бер) бросает молодой человек. Но она настолько уверена в том, что не сможет жить без него, что обещает его убить, если он уйдет. Она поручает ему ждать ее на их обычном месте в кафе, а сама уходит, чтобы провести экскурсию об истории городской застройки Берлина. Вернувшись, отчаявшаяся Ундина не находит своего возлюбленного, зато знакомится с промышленным дайвером Кристофом (Франц Роговский). Девушка быстро понимает, что любовь не конечна, а, скорее, универсальна, и открывает свое сердце для новой пассии. Хотя, может, и не совсем.

Петцольд любит перебарщивать с мелодраматизмом, но в данном случае роман между героями выходит трогательным и старомодным в хорошем смысле этого слова. Химия между Роговским и Паулой Бер возникает с первой же секунды, и благодаря им любовная линия в фильме срабатывает независимо от мистического и политического подтекста

В отличие от "Транзита", где их связь выглядит вымученной и искусственной. И вообще Роговский после того же "Транзита" и "Между рядами" заделался главным романтиком Германии (по крайней мере, на международном уровне).

Еще одна любимая тема Петцольда — история, и он, конечно же, не удерживается от того, чтобы связать роман Ундины и Кристофа с трагичной жизнью, наверное, одного из самых невезучих городов ХХ века — Берлина. В своих экскурсиях, то и дело вставляя меткие политические ремарки, Ундина подробно рассказывает об истории насильно разделенной немецкой столицы и о том, как ее образ подгонялся под мечту о социалистическом рае будущего.

Здания строятся, уничтожаются и восстанавливаются, как дань истории, но служат лишь декорацией, символом того, чего уже давно нет. Постепенно капитализм сменяет коммунизм, а коренные жители города исчезают и их место занимают иностранцы и краткосрочная аренда жилья. 

Так же как иногда для того, чтобы новые отношения работали, нам нужно "убить" наших предыдущих партнеров, так и, чтобы принять стремительно меняющийся город таким, какой он есть, нужно оставить прошлое в прошлом. Даже если эти изменения нам совсем не по вкусу.

"Ундина" получилась таким милым, эмоциональным, очень немецким (даже сложно объяснить, что конкретно в нем немецкого, но он именно такой, вплоть до цветовой коррекции) фильмом о романе между двумя людьми и о романе с городом. Оба грустные, конечно же, зато красивые.

Второе место в рейтинге разделяют "Первая корова" Келли Райхардт и французская сатира "Удали историю" Бенуа Делепина и Гюстава Керверна. Последние рисуют современный мир, где обыватели тонут в кредитах, лайках, рекламе и терабайтах ненужной информации.

Трое друзей из французской провинции становятся жертвами технологий: Мари шантажирует ухажер из бара, грозясь опубликовать непристойное видео с ней; Кристин, заделавшаяся водителем, никак не может набрать в приложении больше одной звезды, даже когда стелет перед своими клиентами красную дорожку; а Бертран влюбляется в девушку из телефона, которая звонит ему, чтобы прорекламировать очередной товар, и тщетно отправляет письма в Facebook, пытаясь защитить дочь от кибербуллинга. Но проблема в том, что в царстве, где правит интернет, нет виноватых, нет законов и нет того, кто мог бы вас защитить. 

Все это подается как типичная французская комедия, и она оказывается гораздо умнее некоторых социально направленных и дубовых в своей серьезности фильмов фестиваля

Например, в "Плохих сказках" Фабио и Дамиано Д’Инноченцо полтора часа рассказывают о том, как токсичная и бессердечная среда итальянской глубинки убивает будущие поколения, хотя эта мысль была понятна еще в первые десять минут фильма.

Французы же при помощи серии коротких и остроумных виньеток рисуют картину полного бесправия и умудряются проанализировать заданную тему со всех сторон. В одной сцене с запуганным курьером, которого Мари безрезультатно пытается успокоить и напоить кофе, практически помещается весь сюжет недавней картины Кена Лоуча "Извините, мы вас не застали". Только если Лоуч и те же Д’Инноченцо придерживаются довольно мрачных взглядов на настоящее и будущее, Делепин и Керверн сохраняют оптимизм и считают, что все исправимо. Надо лишь направить оружие киберабьюзеров на них самих.

"Удали историю" обаятельный и действительно смешной, но судьба комедий на фестивалях незавидна: редко когда фильмам этого жанра присуждают призы. И несмотря на всю свою актуальность, все-таки картина не дотягивает до конкурса, но это вообще обычная проблема для Берлинале. Ее хорошо бы посмотреть на каком-нибудь стриминге, когда хочется чего-то легкого и не тупого, но не в конкурсе крупного международного кинофестиваля. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru