Впервые я услышал его в группе Cream. Это был год, наверное, 1969-й, может быть. Кто-то из одноклассников притащил пластинку, и это было совершенно не то, что я слышал ранее. Меня в первую очередь подкупило то, что он очень здорово поет. Гитаристов хороших — навалом. А он абсолютно отдельный персонаж.
Скажем, его гитару, его звукоизвлечение я могу выделить из тысячи гитаристов, которые звучат по радио. Ты едешь, слушаешь что-то такое и не понимаешь, а потом — раз! — пошел какой-то кусочек, и ты понимаешь: это Клэптон. И я никогда не ошибался.
Я был у него на двух концертах. Передать впечатление от этого, объяснить это — невозможно. Это было состояние тотального кайфа. Я был на концерте, когда у него вышла пластинка Reptile (2001). У меня тогда были гастроли где-то в Америке, и я специально на день раньше прилетел в Москву, чтобы сходить на его выступление в Кремле. Это, по-моему, был первый раз, когда там звук был на 100% хороший, чего там обычно не бывает. Концерт сам был потрясающий.
А второй концерт был, наверное, года через два-три. Он играл в Риге, и я специально туда полетел на сутки, чтобы посмотреть на него. Мне и творчество его нравится, и музыканты нравятся, с которыми он играет.
В 2007 году мы (с группой "Машина времени" — прим. ТАСС) записывались на [лондонской] студии Abbey Road, с нами тогда играл Рэй Купер — барабанщик и перкуссионист, который играл с Клэптоном. У него огромный кофр, в котором хранятся все программы, в которых он когда-либо участвовал. И когда он доставал свои барабашки и прочую ерунду, то первый лист, который вывалился, это был трек-лист с концерта, посвященного Джорджу Харрисону. Я у него спросил: "Ты что, все программы, что ли, хранишь?" "Конечно, — говорит, — мало ли, вдруг придется их играть?" Вот такая вот история.
У меня есть приятель, который коллекционирует именно клэптоновские гитары. Такой олигархически настроенный пассажир. Тоже тащится от Клэптона. Если у него бывает на аукционе возможность купить гитару Клэптона, то он всегда это делает. Сейчас у него их около десяти уже. Так что я имел честь играть на гитаре Эрика Клэптона.
Современная молодежь, конечно, уже меньше его слушает. У них другие желания и другие звуки. Но я думаю, что кому надо, тот послушает.
Эрик Клэптон — это классика, а классику, конечно, всегда надо слушать. Через нее многому можно научиться, она может послужить отличным трамплином для занятий дальше, если ей обучиться. А вклад Эрика Клэптона в историю музыки можно описать просто: это то, что он сделал блюз популярным, и его стадионные концерты. И этого оказалось достаточно.