23 октября 2017, 12:29,
обновлено 23 октября 2017, 11:30

Гринпис России предложил российским супермаркетам отказаться от одноразовых пакетов

Экологическая организация рекомендует переходить на многоразовую тару для покупок

Российское отделение экологической организации "Гринпис" отправило 20 крупнейшим продуктовым ретейлерам страны письма с предложением добровольно и поэтапно отказаться от реализации в магазинах одноразовых пластиковых пакетов и заменить их многоразовыми аналогами. Об этом сообщили в пресс-службе организации.

"Сейчас супермаркеты - это место, где нам продают огромное количество мусора в виде излишней упаковки и одноразовых пакетов. Пока законами это жестко не регулируется, поэтому мы начинаем работу с бизнесом. Мы хотим найти среди ретейлеров пионеров, готовых менять свою пакетную политику без принуждения законом, осознающих свое влияние на природу", - объяснил эксперт проекта "Ноль отходов" Гринписа России Александр Иванников.

Гринпис предлагает поэтапный отказ от бесплатного распространения всех одноразовых пакетов - тонких "маек", фасовочных пакетов для взвешивания фруктов и овощей. Их предлагают заменить многоразовыми альтернативами - тканевыми сумками или сумками из плотного пластика. Организация предлагает стимулировать покупателей использовать свои емкости и пакеты, например делать скидку, если человек пришел с брендированной сумкой торговой сети.

Гринпис отправил письма в торговые сети "Магнит", X5 Retail Group ("Перекресток", "Карусель", "Пятерочка"), Auchan, "Дикси", "Лента", METRO, "О’кей", "Красное&Белое", SPAR, "Глобус", "Интерторг", "Мария-Ра", "Монетка", "Атак", "Азбука Вкуса", BILLA, "Верный", "ВкусВилл", "Мираторг", "Алые Паруса".

Реакция бизнеса

Большинство компаний пообещали Гринпису рассмотреть предложение. Экологи рассчитывают получить обратную связь от ретейлеров в течение 2-3 недель. Компании "ВкусВилл" и Auchan заявили представителям экологической организации, что в ближайшее время дадут официальный ответ. "Азбука Вкуса" также подтвердила получение письма и рассказала "+1", что предложение организации будет обсуждаться.

"Мы понимаем, что изменение пакетной политики может занять время, и не ожидаем его прямо сейчас. Для начала мы хотим понять, кто из сетей готов на диалог, и рассчитываем начать его уже в ближайшее время", - подчеркнули в Гринписе.

Как рассказали "+1" в компании Auchan, в планах ретейлера на ближайшее время есть отказ от пластиковых пакетов во всех магазинах сети. 

"Уже несколько лет нашим клиентам в качестве альтернативы предлагаются не только пластиковые пакеты, но и пакеты, на 40% состоящие из переработанных материалов, а также бумажные пакеты и многоразовые сумки. В гипермаркете в Воронеже с июня 2017 года отменены бесплатные пластиковые пакеты. В ближайшее время компания планирует полностью отказаться от бесплатных пластиковых пакетов во всех гипермаркетах, как это уже сделано в магазинах формата "у дома" ("Атак", "Мой Ашан")", - рассказала "+1" директор по коммуникациям "Ашан Ритейл Россия" Мария Курносова.

В группе компаний "Дикси" проекту "+1" ответили, что письмо из Гринписа не приходило, и добавили, что в сетевых магазинах также внедряется замена одноразовым пакетам.

Реакция экспертного сообщества

Директор некоммерческого партнерства "Экологический союз" Юлия Грачева считает инициативу Гринписа своевременной, так как потребители и бизнес в России готовы отказываться от одноразовых пластиковых пакетов.

"Законодательство по обращению с отходами идет по направлению сокращения использования одноразовых пакетов. Рано или поздно, возможно в течение пары ближайших лет, для производителей - или магазинов в данном случае - появится утилизационный сбор на полиэтиленовые пакеты. А предложение Гринписа для ретейлеров станет возможностью к этим переменам подготовиться", - рассказала "+1" Грачева.

С другой стороны, как полагает эксперт, для магазинов важен добровольный шаг в этом направлении, поскольку современный потребитель ищет в бизнесе ответственное поведение.

"Это способ получить имиджевые очки у потребителей, но действовать ретейлер должен в связке с просветительской работой: покупателям, сотрудникам нужно будет объяснить, для чего все это делается", - добавляет Грачева.

Даже если потребитель готов отказаться от одноразовых пакетов, ему следует подсказать, что можно использовать взамен. Тот бизнес, который готов будет информировать покупателей, завоюет клиентов, ориентированных на ответственный бизнес, а таких в стране, по мнению Грачевой, уже большинство.

"Общество идет путем сознательного потребления. По данным GfK Consumer Life (GfK Group - одна из крупнейших в мире исследовательских компаний - прим. "+1"), доля экологически сознательных покупателей выросла. 73% потребителей требуют экологической ответственности от бизнеса", - считает эксперт.

Ежегодно в России продается не менее 26,5 млрд пакетов. Часто их используют только один раз - чтобы принести продукты из магазина, иногда в них выносят мусор. Пакеты почти не перерабатываются. Попадая в природу, они засоряют ее, разлагаясь сотни лет. Часто пластиковый мусор попадает в пищевод животных, от чего они погибают.

Мировой опыт

От использования пластиковых пакетов уже отказались более 40 стран, среди которых Китай, Нидерланды, Франция и несколько государств Африки. В магазинах вводят штрафы за использование одноразовых пластиковых пакетов или, наоборот, систему поощрений за использование многоразовых сумок. Переход на пакеты из долгоживущих материалов становится первым шагом в ограничении потребления пластика. Дальнейшей радикальной мерой становится отказ от пластиковой тары.

18 октября глава Минприроды Сергей Донской заявил о том, что пластиковые пакеты в числе других упаковочных материалов войдут в расширенный список предметов утилизационного сбора. Это заявление прозвучало рядом с предложением спецпредставителя президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова подумать об экологическом сборе на использование пластиковых пакетов в магазинах.

Материал предоставлен проектом "+1".