С какими проблемами сталкиваются социальные предприниматели: пути решения

Панельная сессия "Предпринимательство в социальной сфере как драйвер позитивных изменений" состоится в рамках XX Петербургского международного экономического форума. О позитивной роли социальных предпринимателей в экономике страны и о трудностях, с которыми они сталкиваются, - в материале эксперта РАНХиГС, предоставленном ТАСС.
Предпринимательство в социальной сфере становится сегодня модным направлением деятельности для многих бизнесменов. Однако на этом пути, не только несущем пользу для общества, но и дающем импульс для роста экономики страны, есть немало проблем.
В Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" создан целый комитет, посвященный социальному направлению бизнеса. Реальную поддержку гражданским активистам, а в последующем зачастую и социальным предпринимателям оказывают и Общественная палата Российской Федерации, и фонд "Перспектива", и т. д.
Что является "драйвером" позитивных изменений?
Какие проблемы стоят перед социальным предпринимателем?
- В социальное предпринимательство вовлекается все больше молодежи. Все чаще проявляется чувство эмпатии по отношению к согражданам.
- Социальные предприниматели видят возможности там, где государство со своими обязанностями не справляется либо справляется не на должном уровне. Предприниматели предлагают качественные услуги по доступной для социальных слоев населения цене.
- Социальные предприниматели - это бизнесмены, которые нанимают персонал, платят налоги. И экономике это выгодно не в меньшей степени, чем развитие "условно традиционного" бизнеса.
- Тотальное чувство недоверия населения к предпринимателям, особенно в социальной сфере.
- Не существует организационно-правовой формы для социального предпринимательства или социально ориентированного коммерческого предприятия.
Путь первый: регистрировать компанию как коммерческое предприятие - это значит платить все те же налоги и вести отчетность как в бизнесе. Это не совсем соответствует логике социального бизнеса. Кроме того, ставит в неравное положение бизнес традиционный и социальный, так как очевидно, что уровень доходов и расходов у этих двух направлений совершенно разный.
Путь второй: начинающий предприниматель может зарегистрировать некоммерческую организацию (НКО), но и этот путь чрезвычайно тернист. Закон об НКО, если быть откровенным, не до конца понятен человеку-неспециалисту, регистрация в Минюсте требует особой подготовки и длительной работы, что не каждый человек захочет делать.
- Социальное предпринимательство - это сфера, которая требует подготовки.
Что нужно сделать?
Как мне видится, для того чтобы предпринимательство в социальной сфере стало по-настоящему драйвером позитивных социальных изменений, необходимо:
- пропагандировать через СМИ информацию об успешных социальных проектах;
- разработать специальную организационно-правовую форму для этой сферы бизнеса.



