МОСКВА, 3 октября. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин сообщил, что подписал закон о ратификации договора между Россией, Белоруссией и Казахстаном о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). О подписании документа глава государства проинформировал на встрече с членами правительства.
Экономический союз, являющийся следующей ступенью интеграции на пространстве Таможенного союза и Единого экономического пространства, должен начать функционировать с 1 января 2015 года.
Ранее договор ратифицировали Госдума и Совет федерации. Подписание документа президентом РФ завершает с российской стороны процедуру ратификации соглашения.
Дальнейшие шаги
Планируется, что Казахстан ратифицирует договор 2 октября, а Белоруссия - 7 октября. Документ вступит в силу после обмена сторонами ратификационными грамотами.
Договор о присоединении Армении к ЕАЭС подготовлен к подписанию 10 октября на саммите СНГ в Минске, сообщил Шувалов.
"Подготовлен договор, по которому Республика Армения должна присоединиться к нашему Евразийскому экономическому союзу", - сказал он. "По договору, который сейчас ратифицируется, он вступает в силу с 1 января и, даже не дожидаясь вступления его в силу, подготовлен договор, по которому Армения присоединится к Евразийскому экономическому союзу, и с 1 января будущего года, если будет подписан договор, республика Армения станет полноправным его участником", - сказал Шувалов.
Также зампред кабинета министров сообщил, что работа по подготовке документов о присоединении Киргизии к союзу будет продолжена, сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов. "Существует дорожная карта, в соответствие с которой мы подготовим соответствующий международный договор о присоединении Киргизии. На эту работу потребуется еще определенное время", - сказал Шувалов.
О перспективах расширения ЕАЭС
Евразийский экономический союз будет неминуемо расширяться за счет новых государств-членов постсоветского и не только пространства, сказал в беседе с журналистами глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий.
"Евразийский проект уже не остановить", - уверен депутат. По его словам, в отношении ЕАЭС уже наблюдается активный интерес со стороны стран как постсоветского пространства - Армения, Кыргызстан, так и некоторых государств не всходящих в состав бывшего СССР. "Евразийский экономический союз будет мощным региональным экономическим объединением, которое будет неминуемо расширяться", - полагает депутат.
Кроме того, добавил он, ЕАЭС "помимо совершенно новой региональной экономической архитектуры, конечно же, еще станет мощным препятствием на пути тех, кто сегодня пытается построить однополярный порядок", - заметил Слуцкий. Он назвал ратификацию договора "историческим событием, открывающим новую мировую эпоху".
"Надеюсь, что страновые ратификации в Белоруссии и Казахстане завершатся до саммита глав государств в Минске 9 октября", - заключил глава комитета.
Изменения в сумме взносов стран-участниц
ЕАЭС к середине 2015 года может пересмотреть формулу распределения долевых взносов стран на функционирование союза, сообщил заместитель главы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев.
По его словам, вопрос формирования бюджета союза (в 2014 году - 5,5 млрд рублей) за счет долевых взносов стран-участниц будет подниматься на встрече президентов стран Таможенного союза 10 октября 2014 года.
Лихачев напомнил, что формула долевых взносов сейчас соответствует формуле распределения импортных пошлин между странами: на долю России приходится 88%, Белоруссии - 4,7% и Казахстана - 7,3%.
При вступлении Армении в 2015 году Ереван делать взносы не будет, а в 2016 году при сохранении такой схемы на долю четвертого участника ЕАЭС может прийтись порядка 1%.
Лихачев добавил, что пока ЕЭК предлагает сохранить эту формулу в 2015 году, и российская сторона эту идею поддерживает. "С таким же предложением ЕЭК выходит к президентам 10 октября, чтобы этим же принципом руководствоваться в 2015 году", - сказал он.
В то же время, по его словам, до 1 июля 2015 года "с учетом присоединении Армении должно быть принято решение о перераспределении этих взносов с 2016 года". "И тогда в ходе дискуссии может быть выбран другой принцип определения пропорций", - сказал Лихачев.
По его словам, за основу может быть взят не механизм распределения пошлин, а, например, "интегрированный показатель, включающий параметры ВВП, объемы внешней торговли, инвестиционного рынка". Еще одним параметром может стать распределение на основе объема рынка труда.
Распределение министерских кресел в Евразийской экономической комиссии
Количество министров в ЕЭК с 2016 года может сократиться с 9 до 8 человек - по два представителя от РФ, Белоруссии, Казахстана и Армении.
Как сообщил журналистам заместитель главы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев, предполагается, что после создания ЕАЭС в 2015 году нынешняя конструкция Евразийской экономической комиссии будет сохранена, пока не закончатся полномочия действующих членов ЕЭК. А с 2016 года произойдет перераспределение портфелей и департаментов "на основе принципа равнопредставленности".
"Я сторонник того, чтобы было максимум два человека от страны. Есть предложения и по подстройке департаментов", - сказал Лихачев.
При этом замминистра подчеркнул, что с 2015 года "Армения начнет сразу свое полноценное участие в руководстве Евразийского союза", несмотря на то, что по техническим причинам не сможет до конца интегрироваться в некоторые органы ЕАЭС.
"Сразу президент Армении войдет в Высший Евразийский экономический совет, премьер войдет в премьерский совет, в ЕЭК появятся представители от Армении", - сказал Лихачев. "В руководстве союза Армения будет обладать всеми правами при принятии решений ЕАЭС", - заключил он.
Минэкономразвития: создание ЕАЭС - прорыв в отношениях РФ, Белоруссии и Казахстана
Либерализация рынка услуг в ЕАЭС является новаторством, в котором союз идет как минимум вровень с ЕС, считает заместитель главы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев.
Лихачев отметил, что Россия первой завершила внутригосударственные процедуры ратификации договора о создании ЕАЭС. "10 октября пройдет встреча трех президентов в Минске. Президенты обменяются мнениями по ратификации документа, обсудят дальнейшие действия и рассмотрят вопрос о расширении союза", - сказал он.
По словам Лихачева, создание ЕАЭС является прорывом в развитии отношений для трех стран. Россия, Белоруссия и Казахстан полностью снимают барьеры в торговле товарами (изъятия возможны лишь в небольшом числе сфер, например в сфере безопасности), создается единый рынок услуг, который предполагает введение уже с 2015 года механизма взаимного признания лицензий по ряду услуг (по другим услугам этот механизм будет введен через определенный переходный период).
"Это реально прорыв. Евросоюз еще только к этому двигается. Взаимное признание лицензий там есть только по некоторым сферам. Но там много стран и разные рынки. Поэтому мы идем совсем вровень с ними, и это новаторство - взаимное признание лицензий - начинаем осуществлять уже с 1 января 2015 года", - сказал Лихачев.
По его словам, параллельно с запуском союза начнется процесс присоединения к нему Армении. "И мы начнем строить наше единое экономическое пространство на четверых", - добавил Лихачев.
Кроме того, по его словам, еще одно качественное отличие нового союза - это проведение согласованной, а в некоторых отраслях единой политики. Такое сотрудничество между странами будет, например, в макроэкономике, промышленности, сельском хозяйстве. "Это повысит в разы внешнюю конкурентоспособность стран-участниц и снизит конкурентные столкновения внутри союза", - пояснил Лихачев.
Кроме того, ЕАЭС будет обладать международной правосубъектностью, то есть ЕАЭС как международная организация может позиционировать себя и контактировать с другими организациями как единый участник. При этом страны - члены союза сохраняют за собой право в одностороннем порядке заключать соглашения с другими государствами по рынку услуг (по рынку товаров соглашения с другими странами могут заключаться только на уровне союза).
МИД РФ: союз открыт для вступления в него любого государства
Запуск Евразийского экономического союза создаст условия для формирования дополнительных источников экономического роста государств-членов, заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
"Запуск работы ЕАЭС будет означать переход на новую ступень интеграции и создаст условия для формирования дополнительных источников экономического роста и всесторонней модернизации экономик стран-членов Союза, повышения степени их конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики, - отметил дипломат. - ЕАЭС формируется на основе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана в качестве международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью".
Лукашевич особо подчеркнул, что "Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы".
Что предполагает договор
Договор о создании объединения был подписан президентами трех стран 29 мая 2014 года. Документ учреждает Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Кроме того, он определяет структуру, полномочия и порядок работы органов союза - Высшего евразийского экономического совета, куда входят главы государств, Евразийского межправительственного совета, состоящего из глав правительств, Евразийской экономической комиссии и Суда Евразийского экономического союза.
Рабочим языком союза определен русский. Предполагается также, что штаб-квартира Евразийской комиссии будет находиться в Москве, суд ЕАЭС - в Минске, а финансовый регулятор - в Алма-Ате.
Согласно документу, союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных странами-участницами.
Отдельный раздел посвящен бюджету союза, который будет формироваться в российских рублях за счет долевых взносов трех государств. Их размеры установит Высший совет.
Договор содержит положения о таможенном и техническом регулировании, внешнеторговой политике и мерах по защите внутреннего рынка. Предусмотрен переход к единому таможенному тарифу.
Отдельные статьи посвящены ведению согласованной макроэкономической, валютной политики, регулированию финансовых рынков, взаимодействию в сфере энергетики и транспорта, формированию общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов, лекарств и медицинских изделий.
Положения документа охватывают такие сферы, как интеллектуальная собственность и госзакупки, промышленность, сельское хозяйство, трудовая миграция. Регламентированы вопросы информационного взаимодействия в рамках союза.
Документом предусматривается 10-летний период для завершения гармонизации национальных законодательств.