Против "шенгенских стен" и ответа "глупостью на глупость". Что Лавров говорил в МГИМО
Россия не разрывает контакты с Западом, но будет строить их "исключительно на взаимовыгодной основе", подчеркнул глава российского МИД
МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Западные страны "беззастенчиво, открыто, грубо и агрессивно" развязали против России гибридную войну, когда осознали провал своих планов на Украине, заявил в четверг глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече со студентами и преподавателями МГИМО.
Министр подчеркнул, что Москва в ситуации с шенгенскими визами не будет "отвечать глупостью на глупость", предостерег от угроз российским военным в Приднестровье и назвал "фантастическим признанием" слова своей германской коллеги Анналены Бербок, которая обещала поддерживать Украину вне зависимости от позиции собственных избирателей.
ТАСС собрал основные заявления Лаврова на встрече.
О "шенгенских стенах"
Москва не будет наказывать простых европейцев в ответ на ограничения на выдачу шенгенских виз россиянам: "Мы не должны идти по этому пути, отвечать глупостью на глупость. Конечно, никто не отменял взаимность, ее надо использовать целенаправленно против устроителей, организаторов и исполнителей таких антироссийских санкций".
Попытки изолировать Россию, выстраивая "шенгенские стены", обречены на провал - 80% стран мира не присоединились к санкциям, несмотря на "совершенно беспардонное давление, шантаж, угрозы".
Западу не удастся ослабить Москву, "как это не получалось ни у кого в прошлом", и там уже осознают это: "Уже в европейских столицах звучат слова признания, что санкции не работают, что санкции больше вредят самим их авторам".
О диалоге с Западом
Россия не разрывает контакты с Западом, но будет строить их "исключительно на взаимовыгодной основе", а параллельно станет наращивать работу с остальным миром: "Мы сделали принципиальный вывод о ненадежности Запада как партнера. Будем теперь развивать сотрудничество ускоренными темпами с другими странами, которые не присоединились к санкциями, которые прекрасно понимают происходящее в мире, которые не хотят быть в зависимости от западоцентричной системы".
Вместе с тем Москва не откажется выслушать Запад: "Сначала должна пройти эта истерика на нашем западном фланге. <...> Когда и если они остановятся, <...> мы будем готовы послушать, с чем они к нам придут".
О дипломатических контактах
Объем дипломатической работы на западном направлении "просто съежился": "Помимо того, что сам Запад все инструменты и механизмы заблокировал в одночасье, <...> нашим дипломатам просто отказывают в любых контактах".
"Мы, естественно, принимаем аналогичные меры здесь и отказываем в обслуживании в ответ посольствам соответствующих стран. Если это их выбор, то значит, будут в аналогичных условиях и дипломаты их стран, иначе не стимулировать этих наших собеседников к нормальному разговору".
Об агрессивности Запада
Против России идет гибридная война, которую "коллективный Запад развязал беззастенчиво, открыто, грубо и агрессивно <...>, когда понял, что замыслы о превращении Украины в "анти-Россию", по организации на украинской территории плацдарма для военного сдерживания РФ провалились".
"Сейчас они [западные страны] забились в истерике и пытаются своей беспрецедентной агрессией, злобой компенсировать свою собственную неспособность, а если по-честному, свое собственное нежелание вести дела на этой планете на основе равноправия, взаимоуважения, на основе соблюдения принципов международного права, прежде всего Устава ООН".
В результате "все больше стран на практике снижают зависимость от доллара, западных технологий <...> и создают свои механизмы, которые не будут подвержены какому-то диктату, злоупотреблению".
О Финляндии и Швеции в НАТО
Для России решение Финляндии и Швеции присоединиться к НАТО не стало внезапным, хотя "то, как резко и шведы, и финны заявили, что они хотят полноправно вступить и членствовать в Североатлантическом альянсе, было, конечно, немножко неожиданно".
Москва ответит на возможное размещение баз НАТО в Финляндии и Швеции: "Если на территории этих стран будут развернуты военные базы <...>, мы будем принимать решение по укреплению наших возможностей на северо-западе РФ".
О миссии МАГАТЭ
Россия ожидает от миссии МАГАТЭ на Запорожской АЭС объективных выводов, хотя этого явно не хотят все остальные, "кто так или иначе с этим визитом сопряжен".
"Мы делаем все, чтобы эта станция была в безопасности, чтобы она безопасно функционировала и чтобы миссия там осуществила все свои планы".
При этом изменение Киевом условий миссии - это "наполеоновские штучки" и безответственная попытка подменить "кавээнными, постановочными эффектами реальную, серьезную работу", а слова президента Украины Владимира Зеленского о гарантиях безопасности инспекторов - "явка с повинной".
О Приднестровье
"Все должны понимать, что любые действия, которые будут подвергать угрозе безопасность наших военнослужащих [в Приднестровье], будут рассматриваться в соответствии с международным правом как нападение на Россию, как это было в Южной Осетии, когда на наших миротворцев напал [экс-президент Грузии Михаил] Саакашвили".
О словах Бербок
Заявление главы МИД Германии Анналены Бербок о намерении поддерживать Украину вне зависимости от позиции избирателей - "просто фантастическое признание": "Как раз в жилу, как говорится, тем разговорам, которые ведутся о необходимости проведения в целом ряде европейских стран досрочных выборов".
О студенческих годах
В студенчестве "было много чего веселого", но "поскольку это студенческая жизнь, то это автоматически 18+".