Эксперты: положения новой стратегии нацобороны США спровоцируют развитие ПВО Китая и РФ

Руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов отметил, что документ не сильно отличается от предыдущего и обозначает те же главные угрозы
Редакция сайта ТАСС
29 октября 2022, 21:54

МОСКВА, 30 октября. /ТАСС/. Отказ США от части вооружений в новой Стратегии национальной обороны (СНО) может быть связан с пониманием снижающейся необходимости в больших мощных боеприпасах, однако может спровоцировать развитие систем противовоздушной и противоракетной обороны основных своих конкурентов - России и Китая. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС военные эксперты.

Министерство обороны США 27 октября обнародовало полную версию Стратегии национальной обороны этого года. В документе отмечается, что Вашингтон рассматривает КНР как основной вызов для США, РФ считает "острой угрозой". В то же время из стратегии следует, что США приняли решение снять с вооружения свой самый мощный атомный боезаряд B83-1, отказаться от планов создания ядерной крылатой ракеты морского базирования. Помимо прочего, страна готова оперативно работать с Россией над подготовкой соглашения, идущего на смену двустороннему Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, действие которого должно закончиться в 2026 году.

Главные угрозы

Новая Стратегия национальной обороны США не сильно отличается от предыдущего документа, опубликованного в 2018 году, обозначая те же главные угрозы, считает руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов. "Речь идет об угрозах в виде таких государств, как Китай и Россия. Если Китай прописан в стратегии, как я это понимаю, как конкурент на долгие годы вперед - там прописывается, прежде всего, экономическая борьба с Китаем, а потом уже говорится о его усилении как военной угрозы, - то Россия с самого начала указана как экзистенциальная угроза существованию США, на мой взгляд. Более 70 раз ее в стратегии упоминают", - сказал эксперт.

Однако Михайлов заметил, что в стратегиях, принятых в США в разные годы, основная проблематика и угрозы описывались по-разному - в зависимости от действующего президента. Так, принятый при Дональде Трампе документ уделял больше внимания таким странам, как Северная Корея и Иран, при Бараке Обаме - климатическим проблемам. В соответствии с нынешней же редакцией документа, основными угрозами являются Россия и Китай, а упоминавшиеся ранее угрозы - Венесуэла, Иран и КНДР - не указаны. "На мой взгляд, навешивать на себя ярлыки мирового полицейского, мирового гегемона и представить перед всем миром именно Россию и Китай как наиболее опасные для мирового существования страны - это очень большой перегиб", - заключил эксперт.

Китай в новом ДСНВ

Россия и США подписали ДСНВ, или, как его чаще называют в России, договор СНВ-3, в 2010 году, продлив его действие на пять лет в 2021 году. Михайлов уверен, что США не видят смысла в работе над новым документом без участия Китая. "Мы ограничиваем и связываем себя по рукам носителями и боеголовками, количеством боеголовок на развернутых носителях, при этом мы не учитываем, по мнению США, растущую ядерную мощь Китая. Никто не знает точно количество китайских боеголовок и их мощность", - объясняет эксперт.

По его словам, по разным оценкам, КНР обладает от 300 до 1 тыс. боеголовок, которые могли бы подпадать под условия соглашения, "что автоматически позволяет Китаю участвовать с таким потенциалом в диалоге".

При этом в работе над новым документом России важно сохранить действующий формат соглашений в области ограничения стратегических вооружений на значительный срок и не снижать ниже тех "потолков", которые определены сейчас, считает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. "Мы видим активную реализацию США программ создания высокоточного гиперзвукового оружия. Это означает, что потенциал первого мгновенного удара, которым будет обладать Америка, с каждым годом будет возрастать. <...> Для нас существенно не идти на дальнейшее снижение ни по носителям, ни по развернутым боевым ядерным зарядам", - объяснил он.

По оценке Михайлова, будущее соглашение должно иметь и пункт об ограничении количества гиперзвуковых носителей, испытания которых в последнее время регулярно проводятся в США. "Сейчас у американцев гиперзвукового оружия нет, и они могут продавливать этот пункт, а через 5-10 лет оно может стоять на вооружении во всех видах их войск: воздушной составляющей, надземной, надводной, подводной, - предположил он. - И я думаю, они еще будут серьезно этим аргументом пользоваться".

Россия в условиях подобных нарастающих рисков, уверен Коротченко, должна сохранять структуру своей "ядерной триады", нарастив развертывание нового поколения тяжелых межконтинентальных баллистических жидкостных ракет и боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) в количестве двух дивизий. "Но упор надо делать в первую очередь, конечно, на БЖРК. Как на средство гарантированного возмездия, которое невозможно вскрыть текущими средствами разведки, отследить, уничтожить в период подготовки нападения, допустим, на Россию со стороны потенциального противника", - заключил он.

Дроны и усиление ПВО

Вместе с тем отказ США от части вооружений в новой стратегии может быть, по мнению Михайлова, "игрой на политическую публику", поскольку Соединенные Штаты понимают, что создание больших мощных боеприпасов становится все менее оправданным. "Американцы последние несколько лет занимаются модернизацией своих ядерных боеприпасов. Причем занимаются этой модернизацией на уменьшение мощности заряда, - предположил он. - Я думаю, они понимают, что создание больших мощных боеприпасов уже не оправдано самим развитием военных технологий. Возможно, в ближайшее будущее все ядерные державы пойдут на снижение мощности своих зарядов".

По словам военного эксперта, в США заняты разработкой компактных боеголовок мощностью от 3 до 5 килотонн тротилового эквивалента - небольших боеприпасов с габаритами, сравнимыми с размерами футбольного мяча. Михайлов заметил, что они могут доставляться любыми носителями, в том числе крылатыми ракетами и перспективными гиперзвуковыми ракетами.

Уменьшая мощность ядерных боеприпасов, США постепенно повышают толерантность к применению ядерного оружия в локальных конфликтах. По словам эксперта, возможности применения ядерного оружия в ограниченных масштабах расширяет и то, что Соединенные Штаты последние несколько лет вкладывают большие средства в создание новой линейки компактных боеприпасов, которые могут доставляться, в том числе, беспилотными летательными аппаратами.

"Эта тенденция на отказ от мощных крупных ядерных боеголовок и переход к компактным зарядам опять же приведет к развитию ПВО/ПРО, которые есть у России, Китая, других конкурентов США", - сказал Михайлов, объяснив, что если США решат нанести мощный ядерный удар по России несколькими крупными боеголовками, то их необходимо будет доставлять как минимум бомбардировщиками. Поэтому в перспективе в Америке будут развивать стратегию нанесения ядерного удара роем дронов, которые будут нести сотни таких маленьких боеприпасов мощностью до одной килотонны в тротиловом эквиваленте.