Постпред РФ: конфликт на Украине стал частью гибридной войны Запада против России

И. о. постпреда России при ЕС Кирилл Логвинов. Денис Дубровин/ ТАСС
И. о. постпреда России при ЕС Кирилл Логвинов

Как заявил Кирилл Логвинов, ЕС так и не воспользовался шансом прийти к взаимопониманию с Россией

БРЮССЕЛЬ, 19 декабря. /Корр. ТАСС Денис Дубровин/. Россия не рассматривает конфликт на Украине как локальный, а считает его острой фазой развязанной Западом широкой гибридной войны против РФ. Об этом заявил в понедельник в интервью ТАСС исполняющий обязанности постоянного представителя России при ЕС Кирилл Логвинов, который с момента отъезда из Брюсселя в сентябре бывшего постпреда, а ныне сенатора Владимира Чижова руководит миссией РФ при ЕС.

Подводя итоги уходящего года, российский дипломат подчеркнул, что ЕС так и не воспользовался шансом прийти к взаимопониманию с Россией.

"Мы рассматриваем происходящее не как локальный конфликт, а как развязанную Западом в отношении России гибридную войну - в политической, экономической, гуманитарной, информационной сферах, - подчеркнул он. - Если рассуждать о договоренностях, то у Запада, включая ЕС и его страны-члены, был шанс договориться, не допустить развития ситуации по текущему сценарию. Они им не воспользовались, причем в демонстративно пренебрежительной форме по отношению к интересам России, да и всей Европы".

"Нежелание думать на перспективу относится не только к российским предложениям по гарантиям безопасности, но и к другим сферам, где у нас с Евросоюзом до настоящего момента были практические договоренности, в том числе экономической и гуманитарной. Просто если мы и будем строить в дальнейшем какие-либо планы, то обязательно учтем нынешнюю линию поведения ЕС, а врагов мы себе специально не ищем. Одержимость есовцев военной победой Киева появилась не вчера, мы давно слышим, что задача Запада - добиться стратегического поражения нашей страны, что Евросоюз до конца будет помогать Украине, которая якобы борется за европейские ценности, демократию и чуть ли не за будущее Европы. При этом здешние политики делают вид, что их не волнует, какую цену украинцы и простые европейцы заплатят за подобное безрассудство", - заметил собеседник.

Точка невозврата

По словам главы российской дипмиссии, "точкой невозврата" в отношениях с Россией Брюссель пытается выставить начало специальной военной операции на Украине.

"Это делается исключительно для того, чтобы не упоминать такие эпизоды, как, например, откровенный шантаж тогдашнего президента Украины [Виктора Януковича] со стороны ЕС и его стран-членов накануне саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе в ноябре 2013 года или продолжавшаяся многие годы фактическая поддержка Киева в его саботировании Минских соглашений", - считает Логвинов.

"Да, были периоды, когда обе стороны в интересах народов нашего континента двигались в направлении построения общего экономического и гуманитарного пространства, имели место эпизоды, когда, преимущественно в силу нежелания Брюсселя учитывать российские национальные интересы, отношения с Евросоюзом "топтались на месте". Теперь они оказались отброшены далеко назад. Насколько оправданно было обнулять весь накопленный в ходе практического взаимодействия опыт - вопрос не к нам, - прокомментировал дипломат. - Для нас главное сегодня - выстроить для самих себя, исходя из текущей внутриполитической повестки развития России и ее приоритетов на международной арене, именно реалистичное понимание, какими должны быть отношения с ЕС в будущем".

Передел власти

Глава дипмиссии отметил, что сейчас Брюссель интенсивно пытается "забрать у евростолиц часть суверенных полномочий в сферах, которые не относятся к компетенции Евросоюза".

Он обратил внимание на то, что фактически институты ЕС пытаются самостоятельно принимать важнейшие решения, оттесняя национальные правительства. Так Брюссель пытается исключить любую непредсказуемость, связанную с необходимостью обеспечения консенсуса при выработке государствами блока ключевых решений, в частности, торгово-политических.

"В период острой фазы пандемии COVID-19 есовские наднациональные структуры существенно расширили свои полномочия в сфере здравоохранения, сейчас Еврокомиссия стремится быть в авангарде усилий по преодолению энергокризиса, претендуя на роль координатора по совместным закупкам газа странами-членами с весны 2023 года. То, что раньше было, скорее, исключением, сегодня превратилось в тенденцию - навязывать евростолицам те или иные решения. Понятно, что подобная трансформация серьезно осложняет задачу выстраивания баланса отношений с ЕС и его отдельными государствами-членами не только для России, но и для других стран. Для нас же принципиальным моментом является то, что перераспределение полномочий осуществляется не столько на фоне многочисленных кризисов, сколько под предлогом "российской угрозы", - сказал руководитель российской дипмиссии.

Уроки конфликта

Российский дипломат полагает, что вопрос о том, насколько заметную роль будет играть Евросоюз в будущей мировой системе, решать в конечном счете самому региональному сообществу.

"Не хочется сводить все лишь к тому, что любой кризис - это, помимо прочего, время возможностей. Однако сегодня вся система международных отношений, безусловно, переживает тектонический сдвиг. И на каком-то этапе, когда начнется стабилизация (а это неизбежно произойдет), у нас - и я говорю сейчас не только о России, а о всех здравомыслящих представителях международного сообщества, которое отнюдь не ограничивается Европой или Западом, - появится реальный шанс заложить основы нового, более справедливого мироустройства, основанного не на изобретенных одной стороной "правилах", которые можно переписывать по ходу "игры", а на принципах подлинного взаимоуважения и равноправия", - подчеркнул Логвинов.