9 марта исполняется 125 лет со дня рождения Вячеслава Молотова, одного из соратников Иосифа Сталина, в разные годы возглавлявшего советское правительство и внешнеполитическое ведомство. Он был одним из близких к Сталину людей, фактически второй человек в государстве, и в итоге оказался мужем политзаключенной. Подписав пакт о ненападении с Германией, спустя два года первым из советского руководства объявил гражданам страны о вторжении гитлеровских войск в СССР 22 июня 1941 года.
В СССР Молотова называли "дубинка Сталина", однако, как вспоминал будущий первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, нарком был единственным человеком в Политбюро, который порою возражал Сталину.
В 1930–1941 гг. Молотов руководил советским правительством в должности председателя Совета Народных Комиссаров (СНК), а с 1939 года занимал пост наркома (позднее министра) иностранных дел. Он отвечал за внешнюю политику в 1939–1949 гг. и 1953–1956 гг.
Решение о назначении на этот пост стало для Молотова неожиданным. Считая себя политиком, к дипломатической деятельности не готовился, иностранными языками не владел, хотя стремился изучать их в течение всей своей внешнеполитической деятельности. Он мог читать и понимать по-немецки и по-французски, а позже и по-английски.
Придя в Наркоминдел (НКИД), новый руководитель занялся “чисткой” аппарата. Выполняя указания сверху, он освободил наркомат от “всякого рода сомнительных полупартийных элементов”. В результате НКИД лишился большого числа опытных сотрудников.
Поручить т.т. Берия (председатель), Маленкову, Деканозову и Чечулину навести порядок в аппарате НКИД, выяснить дефекты в его структуре, особенно в секретной его части, и ежедневно докладывать о результатах своей работы т.т. Молотову и Сталину
В то же время, говоря о Молотове, английский премьер-министр Уинстон Черчилль писал, что он обладал выдающимися способностями и беспощадным хладнокровием. По словам Черчилля, проницательные глаза, словесная ловкость и невозмутимость, “его улыбка, дышавшая сибирским холодом, его тщательно взвешенные и часто мудрые слова, его любезные манеры" делали из Молотова идеального выразителя советской политики.
В итоге о Молотове сложилось впечатление, как об уверенном и знающем министре иностранных дел, который умело и настойчиво защищает внешнеполитические интересы СССР.
Пакт Молотова-Риббентропа
Имя Молотова связано с подписанием в августе 1939 г. "Пакта о ненападении между СССР и Германией" (известен как "пакт Молотова-Риббентропа"). Согласно этому документу, Советский Союз и Германия договаривались о разделении сфер влияния в Восточной Европе. К советской зоне влияния отходили Эстония, Латвия, Бессарабия, а также Западная Украина и Западная Белоруссия, входившие на тот момент в состав польского государства.
"Наше дело правое"
22 июня 1941 года именно Молотов сообщил советскому народу о нападении фашистской Германии на СССР. "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами”, - эти завершающие речь Молотова слова вошли в историю.
“Почему я, а не Сталин? - вспоминал Молотов. - Он (Сталин) не хотел выступать первым, нужно, чтобы была более ясная картина... Как политик он должен был выждать и кое-что посмотреть, ведь у него манера выступлений очень четкая, а сразу сориентироваться, дать четкий ответ в то время было невозможно. Он сказал, что подождет несколько дней и выступит, когда прояснится положение на фронтах".
В годы Великой Отечественной войны одновременно с должностями зампреда правительства и наркома иностранных дел Молотов занимал пост заместителя председателя Государственного комитета обороны (ГКО). Председателем комитета был Сталин. В обязанности Молотова входили переговоры с руководством стран антигитлеровской коалиции, он был членом советских делегаций на Тегеранской (1943), Ялтинской (1945) и Потсдамской (1945) мирных конференциях.
Жемчужина Молотова и разлад со Сталиным
Молотов был женат с 1921 года на Полине Жемчужиной (1897–1970; настоящие имя и фамилия Перл Карповская). Супруга Молотова занимала руководящие посты в наркоматах пищевой и рыбной промышленности, входила в Еврейский антифашистский комитет. Жемчужина была близкой подругой жены Сталина Надежды Аллилуевой и она была последней, с кем видели Аллилуеву накануне самоубийства. Многие историки считают, что Сталин не простил жену Молотова и затаил на нее злобу, так как она слишком много знала. В 1949 г. Жемчужина была арестована по обвинению в связи "с еврейскими националистами", приговорена к 5 годам ссылки в Кустанайскую область Казахской ССР. Чуть более чем за год до этого Молотова и Жемчужину вынудили развестись.
Во время голосования в политбюро ЦК ВКП(б) по вопросу об аресте его бывшей жены Вячеслав Молотов воздержался. В 1949 г. он был снят с поста министра иностранных дел, вернулся на эту должность уже после смерти Сталина в 1953 г. Тогда же по приказу Берии была освобождена Жемчужина. В некоторых статьях упоминается, что Сталин еще лежал на смертном одре и все соратники собрались вокруг его тела, когда Молотов повернулся к Берии и сказал "Верни Полину".
"За антипартийную деятельность"
Молотов поддержал Никиту Хрущева в его борьбе с Лаврентием Берия за лидерство в советском руководстве, дал согласие на арест Берия в июне 1953 г. Однако через четыре года Молотов выступил против политики Хрущева, был снят со всех правительственных и партийных постов и назначен послом в Монголию. В 1960 г. получил пост постоянного представителя СССР в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1962 г. исключен из партии с формулировкой "за антипартийную фракционную деятельность и активное участие в массовых репрессиях". Реальной причиной была критика Молотовым новой Программы КПСС, которая была принята на XXII съезде КПСС. В том же году уволен на пенсию. Жил на государственной даче в подмосковном поселке Жуковка.
В июле 1984 г., после избрания генеральным секретарем КПСС Константина Черненко по его личному разрешению Молотов был восстановлен в партии. Умер 8 ноября 1986 г. в Москве.