"Лишь близорукостью можно объяснить готовность списать Россию из числа великих держав"

Председатель правления "Меркурий-клуба", академик РАН Евгений Примаков (в центре на первом плане), 2015 год. Михаил Джапаридзе/ ТАСС
Председатель правления "Меркурий-клуба", академик РАН Евгений Примаков (в центре на первом плане), 2015 год

Цитаты экс-главы МИД РФ и бывшего премьер-министра России Евгения Примакова

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 июня на 86-м году жизни скончался экс-глава МИД РФ, бывший премьер-министр России, член РАН Евгений Примаков. ТАСС собрал цитаты выдающегося государственного и общественного деятеля о роли России в современном мире, о санкциях Запада и о легендарном "развороте над Атлантикой", когда политик отказался лететь в Вашингтон после известия о начале бомбардировок Югославии.

О развороте над Атлантикой

"Еще раз хочу подтвердить, это (разворот самолета над Атлантикой - ТАСС-ДОСЬЕ) никакой не героизм, это совершенно нормальное поведение человека, который горд за свою страну, который считает, что ему не надо поощрять агрессию своим присутствием в это время и своим визитом. Я выполнил просто ту функцию, которую должен был выполнить любой премьер-министр, нормальный премьер-министр Российской Федерации"

(интервью телеканалу "Вести" 25 марта 2009 года)

О роли России в современном мире

"Лишь политической близорукостью можно объяснить готовность списать Россию из числа великих держав, недооценивать ее потенциал, динамику, перспективы развития... После окончания "холодной войны" на Западе, особенно в Соединенных Штатах, начал падать интерес к России как к одному из главных игроков на международной арене... Недооценке места и искажению роли России в современном мире, несомненно, способствует тот факт, что живы и еще активно действуют поколения людей, которые были либо вовлечены в конфронтацию западного мира с Советским Союзом, либо впечатлены ею" 

(книга "Мир без России? К чему ведет политическая близорукость", 2009 год)

Об антироссийских санкциях

"Уповать на заявления ряда политических деятелей и представителей европейского бизнеса, высказывающихся против антироссийских санкций, не реалистично. Европа сейчас не в том положении, чтобы пойти наперекор позиции США. Экономика ЕС балансирует на грани рецессии и слишком зависима от американского рынка, показателем развития которого является рост ВВП США в 2014 году на 5%. Не последнюю роль играет и антироссийский настрой наднациональных структур Европейского Союза"

(выступление на заседании "Меркурий-клуба" 13 января 2015 года)

Об экспорте революций

"У нас 20-х годах троцкисты тоже считали, что можно революцию экспортировать независимо от условий в странах, куда революция экспортируется. Пытаясь экспортировать демократию, США повторяет нашу ошибку. Нельзя экспортировать демократию, она должна изнутри вырасти" 

(публичная дискуссия с Генри Киссинджером на Петербургском экономическом форуме в июне 2012 года)

О ситуации на Украине

"Итак, можно ли по-прежнему говорить о российской заинтересованности в том, чтобы юго-восток оставался частью Украины? Отвечаю: считаю, что нужно. Только на такой основе можно достичь урегулирования украинского кризиса. Другой вопрос: следует ли включать в число "уступок" США и их союзникам в Европе отказ от воссоединения Крыма и Севастополя с Россией? Отвечаю: нет, это не должно быть разменной монетой в переговорах"/выступление на заседании "Меркурий-клуба" 13 января 2015 г./.

О работе службы внешней разведки

"Раньше мы (внешняя разведка - ТАСС-ДОСЬЕ) занимались процессами внутри государств, механизмами смены правительств и так далее. История показала, что мы в этом не слишком преуспели... Мы прекратили подрывную деятельность за границей, отказались от поддержки зарубежных политических групп. Сейчас мы работаем не против кого-либо, а в защиту российских национальных интересов - в этом и состоит новое определение СВР... Я против обслуживания разведкой интересов частного бизнеса. Наш бюджет формируется из общественных средств, и мы обязаны работать в интересах страны"

(интервью The Sunday Times в сентябре 1992 года)

Об участии в президентской гонке

"Если бы я оставался премьер-министром, я бы абсолютно не думал об участии в политике в каком-либо ином качестве. Потому что само нахождение на посту премьер-министра не позволяет этого. Если ты хочешь, чтобы правительство выполняло задачи, которые перед ним ставятся, занималось текущими экономическими делами, поднимало жизненный уровень народа, организовывало бы максимально благоприятные условия для развития предпринимательства и так далее, то ты не можешь в это же время думать о своей предвыборной кампании, о том, чтобы создавать себе имидж будущего президента"

(интервью газете "Совершенно секретно" в сентябре 1999 года)

О внешней политике США

"Если нынешний мир является монополярным, объясните мне, почему США, которые в одиночку решили начать войну в Ираке, просят теперь помощи у других государств, чтобы противостоять создавшейся ситуации? Конечно, американцы сильнее других в экономическом и военном плане, но они не создают единственного полюса, вокруг которого должен вращаться весь остальной мир"

(интервью газете Le Figaro в декабре 2003 года)

"Что касается американской политики на российском направлении, то процесс расширения НАТО призван не "сдержать" Россию, в чем нет никакой необходимости, но ослабить ее, сделать Россию более сговорчивой, когда дело касается ее национальных интересов... Будучи министром иностранных дел России, я неоднократно говорил и Мадлен Олбрайт, и Строубу Тэлботу, и другим своим американским коллегам, что прием в НАТО бывших советских республик для нас означает переход "красной черты" 

(книга "Мир без России? К чему ведет политическая близорукость", 2009 год)

Об исламе

"Сейчас, как мне кажется, политическая работа нужна главным образом не для того, чтобы остановить влияние ислама... В то же самое время нужно делать все для того, чтобы правильные богословы подавляли своими проповедями те ростки экстремизма, которые появляются на северокавказской почве... Нужно смотреть, кто едет учиться и куда, кто будет в дальнейшем проповедовать ислам у нас на территории России. Чтобы эти люди, образно говоря, изучали за рубежом Коран, а не "Калашникова"

("Российская газета", 24 июня 2011 года)

Об экономике России

"Без возрастающей экономической роли регионов не обойтись в необходимой реиндустриализации, развитии на инновационной основе машиностроения. Регионы должны обеспечить приемлемый уровень занятости, особенно в моногородах. В общем и целом от регионов зависит успех требуемых перемен в структуре нашей экономики, перевод ее на инновационные рельсы"

(из статьи " Важнейшая проблема экономической политики" в "Российской газете" от 20 мая 2014 года)

"Сердцевина импортозамещения - это развитие науки и технологий... Я не согласен с теми, кто считают, что за полтора-два года можно решить проблемы импортозамещения, важнейшие проблемы. Очевидно, потребуется целый ряд лет, и мы не можем быть уверенными, что наши так называемые партнеры на Западе не будут за это время продвигаться. Ясно совершенно, что мы не можем быть догоняющей страной. В этих условиях необходимо определение критических направлений импортозамещения, самых критических, где мы должны будем прорываться, где мы должны будем применять новые технологии... Импортозамещение должно способствовать экономическому развитию страны, росту валового внутреннего продукта... Но это не означает движения к изоляционизму ни в коей мере"

(выступление на заседании Госсовета 18 сентября 2014 года)

"Либералы, неолибералы уделяли внимание главным образом решению макроэкономических проблем. Правильно, и мы продолжаем это делать. Но в то же самое время это ведь не самоцель, а создание условий для микроэкономического развития, для развития реального сектора экономики. А вот это условие не соблюдалось... Я сторонник теории конвергенции. Она заключается во взаимовлиянии социализма и капитализма, в результате которого появляется нечто с уже размытыми характеристиками обеих систем"

(интервью "Комсомольской правде" 5 мая 1999 года)

О войне и мире

"Думаю, не стоит наговаривать на все человечество. Да, отдельные страны, отдельные политики агрессивны, несговорчивы. Но если бы таким несносным был весь мир, люди давно бы не просто вцепились друг в друга - применили бы ядерное оружие. А они сохраняют здравомыслие. Разве это не лучшее доказательство того, что человечество не дряхлеет?"

(интервью "Литературной газете" 28 октября 2009 года)