МОСКВА, 19 ноября. /ТАСС/. Суды вправе сами устранять недочеты и нарушения, допущенные в ходе предварительного расследования, но лишь в случаях, если это не нарушает прав сторон. Эту позицию Верховного суда России (ВС) озвучила судья Верховного суда Татьяна Ермолаева, представляя на Пленуме ВС проект постановления "О практике применения судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующих основания и порядок возвращения уголовного дела прокурору".
Она подчеркнула, что Верховный суд впервые обратился к проблеме возвращения судом уголовного дела прокурору, поскольку эта тема вызывает много вопросов у судей. "Судами апелляционной инстанции отменяется практически каждое второе решение о возвращении уголовного дела прокурору", - заметила она. А действующие в разных постановлениях Пленума разъяснения по этим вопросам носят фрагментарный характер.
Проект постановления был разработан после обсуждения с судьями, учеными-юристами и представителями министерств и ведомств, отметила Ермолаева.
"Использован сформировавшийся подход о том, что к вопросу о неустранимости выявленных судом нарушений не следует подходить формально. Это означает, что если суд имеет возможность, не нарушая при этом прав участников судопроизводства, - подчеркну, это ключевое условие - устранить имеющиеся нарушения по делу, он должен это сделать, не возвращая дело прокурору", - отметила судья позицию Верховного суда.
Так, согласно проекту постановления, который после обсуждения был передан для внесения редакционных правок, уголовное дело подлежит обязательному возврату из суда прокурору, если обвинительный документ не подписан следователем или не утвержден прокурором, предварительное расследование осуществлено ненадлежащим лицом или нарушен порядок возбуждения уголовного дела в отношении лиц с особым правовым статусом. В то же время, суд может сам устранить опечатки в уголовном деле, признать за потерпевшим права на гражданский иск, если он не был заявлен в ходе следствия, или удовлетворить ходатайство о рассмотрении дела с участием присяжных или в особом порядке, если в ходе следствия обвиняемому забыли объяснить это право.