Открытое окно в Европу и санкции против Турции: политические заявления Дмитрия Медведева
Премьер-министр РФ дал интервью российским телеканалам
МОСКВА, 9 декабря. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев полагает, что самоизоляция России не грозит.
В интервью российским телеканалам он выразил готовность решать острые проблемы взаимоотношений с зарубежными партнерами путем переговоров.
В то же время глава правительства подчеркнул, что власти намерены твердо отстаивать интересы россиян и идти на решительные меры в тех случаях, когда это необходимо.
Самоизоляция РФ не грозит
"Никакой самоизоляции у нас нет, она нам не грозит, и мы не упиваемся теми решениями, которые принимаем", - сказал Медведев, отвечая на вопрос журналистов о том, не являются ли предпринятые российским руководством шаги - торговое эмбарго, запреты на полеты в Египет и Турцию - "подсознательным стремлением России к самоизоляции" и желанием покупать все "социалистическое".
Премьер-министр напомнил, что в России рыночная экономика, основанная на применении частного капитала. "Социалистического мы практически ничего не покупаем, если только не брать продукцию, которая нам поставляется из Северной Кореи, - добавил он. - Что касается стремления к самоизоляции, нашего желания как-то ограничить себя, я думаю, что ничего подобного у нас нет. Мы все современные люди, кто бы где ни работал".
Медведев подчеркнул, что стремление закрыться со всех сторон и сохранить патриархальный уклад точно не является внутренней потребностью российского общества. В то же время он отметил, что открытость вовсе не тождественна стремлению перенимать из-за рубежа все подряд. "Еще со времен Петра Алексеевича то окно, которое было в Европу прорублено, оно не закрывается, - отметил глава кабмина. - Но это не значит, что мы должны всякий мусор оттуда тащить".
Медведев добавил, что надо исходить из национальных интересов и прагматической позиции. "Но изоляция, отказ от общения с иностранными государствами нам точно не грозит, и этого никто не хочет", - сказал он.
Шансов договориться с Украиной почти нет
Именно прагматичным подходом Медведев объяснил стремление Москвы договориться по режиму торговли со своим ближайшим соседом - Украиной. Поскольку Украина, напомнил премьер, стоит на пороге ассоциированного членства с ЕС, то с 1 января 2016 года льготный режим торговли с нею должен закончиться.
"Они должны понимать, что 1 января закончится период, который мы специально выбрали для донастройки наших экономик, чтобы соединить существующие правила в отношении зоны свободной торговли СНГ с правилами ЕС. Мы специально договаривались, что называется, "на троих", - европейцы, Украина и Россия", - заявил он.
Однако на данный момент, по словам Медведева, ничего не сделано. "В течение этого года нам рассказывали, что нужно встретиться, поговорить, нужно совместить позиции, поговорить о формулировках, - рассказал он. - Конкретными вопросами не занимались: ни вопросами санитарно-эпидемиологического контроля, ни вопросами таможенных пошлин, ни вопросами согласования правопорядка, ни вопросами согласования технического регулирования. Ничем".
"Но надо понять нас: если они выбрали для себя другую зону свободной торговли, другую свободную экономическую зону, они должны понимать, что преимущества на зоне свободной торговли с Россией - нулевой тариф - закончатся по вполне понятным причинам", - заявил премьер, отметив, что это не связано с политикой.
Как он пояснил, неизвестно, какие товары поедут через российско-украинскую границу. "Это могут быть европейские товары, а могут быть из третьих стран, и все они по нулевому тарифу через Украину хлынут в Россию, - заметил Медведев. - Мы рынок просто "утопим". Поэтому мы им сказали: "Мы все это завершим, если мы не договоримся, мы все это завершаем прямо 1 января".
По словам российского премьера, в таком случае Украина получит статус "наиболее благоприятствуемой нации", то есть нации, с которой торговля ведется на принципах наибольшего благоприятствования. "Здесь все хорошо, кроме одного: нет нулевого тарифа, - пояснил он. - Тариф вырастет по разным категориям товаров от 3% до 9%, в среднем на 6%. Это серьезная история, и они должны это понимать".
Шансы достигнуть договоренностей в оставшийся до конца года период минимальны, считает Медведев. "Но мы упорно, до самого конца декабря будем пытаться договориться, чтобы пройти этот путь до конца и чтобы продемонстрировать, что если мы о чем-то договариваемся, мы все делаем".
Удивительная позиция МВФ
Медведев пессимистически отозвался о возможности Украины расплатиться по долгу в $3 млрд. "У меня есть ощущение, что не вернут, потому что жулики. Они отказываются возвращать деньги", - сказал он, добавив, что Россия не намерена мириться с этой ситуацией. "В отношении этих трех миллиардов. Конечно, мы с этим не смиримся. Мы пойдем в суд, мы будем добиваться дефолта по кредитам и дефолта по всем заимствованиям Украины", - отметил Медведев. "Они обязаны платить по этому кредиту. Это наша строгая позиция", - добавил он.
Премьер выразил удивление позицией МВФ относительно статуса долга Украины перед РФ. "Если два правительства договариваются, это суверенный заем. Никогда это не ставилось под сомнение. Удивительно, что международные финансовые организации стали говорить, что это не совсем суверенный заем", - заявил он. "То есть когда два правительства, это не совсем суверенный заем. Это чушь собачья! Это просто наглая циничная ложь", - возмутился Медведев.
Как отметил премьер, МВФ должен отражать интересы не только государств-заемщиков, но и государств-кредиторов. Однако впервые за всю свою практику МВФ принял решение, которое "направлено на поддержку страны-заемщика вопреки реальному обстоятельству дел, вопреки существующим юридическим договоренностям, только по политическим причинам. "Это серьезным образом подрывает доверие к тем решениям, которые принимает МВФ", - подчеркнул он.
Отказ США и Запада дать гарантии по украинскому долгу означает их неверие в платежеспособность экономики Украины, уверен премьер.
Медведев напомнил, что Россия заявляла о готовности пойти на реструктуризацию долга, если будут даны гарантии обеспечения его выплаты со стороны МВФ, США или Евросоюза. "Они что нам сказали? "Никак помогать не будем, ничего обеспечивать не будем". Что означает только одно - они не верят в платежеспособность Украины, - подчеркнул глава российского кабмина. - Они не дали ни сами гарантии за Украину и не позволили это сделать первоклассным банкам, которые могли бы это сделать за Украину, если бы они приняли систему рассрочки".
Таким образом, уверен Медведев, западные партнеры Украины умыли руки и сказали: "Пусть Украина сама выплывает".
Туризм и терроризм
Не самоизоляция, а забота об интересах российских граждан, их жизни и безопасности послужили мотивом и при принятии решений о закрытии таких туристических направлений, как Египет и Турция. "Ничего хорошего в том, что закрыты курорты Египта и Турции, нет. Это не козни со стороны правительства, это не злая воля властей, это вопрос безопасности наших граждан", - сказал Медведев.
По его мнению, повторения терактов на воздушных линиях вполне возможны, поэтому российские власти, выбирая между безопасностью и отдыхом, отдали предпочтение безопасности. "Очевидно, что произошло, - теракт (катастрофа российского самолета над Синаем)", - указал премьер, не исключив повторение подобных терактов в этом году.
"Имею в виду конкретные направления, прежде всего, направления на Ближний Восток. Поэтому мы приняли решение, неприятное для наших друзей и партнеров и неприятное для наших людей, которые там отдыхали. Но я считаю, что все-таки это две несоизмеримые ценности - жизнь и возможность отдохнуть", - резюмировал Медведев. Что касается возобновления туристического потока из РФ в Турцию, то это будет зависеть от действий турецких властей и их способности обеспечить безопасность, продолжил он.
"Применительно к Турции, мы с вами тоже понимаем, что произошло. Это, кстати, не санкции в прямом смысле этого слова. По сути, это защитная реакция нашего государства. После того как был уничтожен наш самолет, как себя в XX веке обычно вели государства в подобной ситуации? Начиналась война. Потому что это прямое нападение на иностранное государство. Естественно, в нынешней жизни, в нынешней ситуации, война - это худшее, что может быть", - сказал российский премьер.
Именно поэтому, по его словам, было принято решение не отвечать симметрично на "акт агрессии", который совершили турецкие власти в отношении РФ. "Но мы должны были показать им, что они будут отвечать за это, - подчеркнул Медведев. - Именно поэтому в интересах безопасности наших граждан были приняты такие решения".
Говоря о том, носят ли эти решения бессрочный характер, премьер отметил, что "сроков ни в каких документах не указано". "Но очевидно, что в значительной степени отказ от подобного рода действий будет зависеть от позиции турецких властей и от того, смогут ли они обеспечить режим безопасности на своей территории", - отметил глава правительства.
Санкции против Турции и инфляция
Говоря о санкциях в отношении Турции, премьер признал, что они добавят от 0,2 до 0,5 процентных пункта к инфляции в России. Он отметил, что "ничего принципиального в связи с этими решениями по Турции не произойдет".
По словам Медведева, объем поставок товаров из Турции в Россию не очень большой. "Мы прикидывали, во что это может вылиться. По мнению аналитиков, это приблизительно может добавить в инфляцию 0,2-0,5% пункта. Это в принципе совсем немного. Подобные флуктуации связаны с совершенно другими процессами, которые существуют на продовольственном рынке", - сказал Медведев.
В то же время, указал премьер, государство должно контролировать, что делают поставщики продовольствия, "потому что это всегда очень хороший повод, чтобы взвинтить цены.
"Еще ничего не закрыли, санкции в отношении Турции по продовольствию, "по помидорам", как сейчас принято говорить, вводятся только с 1 января 2016 года. Если где-то цены растут, то это только в результате ценового сговора. Здесь по рукам должны бить власти и правоохранительные структуры", - сказал Медведев, добавив, что ФАС и другие ответственные ведомства будут следить за этой ситуацией.
Про Крым
Говоря о возможностях Крыма, как альтернативе египетским и турецким курортам, Медведев отметил, что проблемы полуострова объясняются тотальной недофинансированностью при украинской власти.
Он с возмущением отозвался о недавних попытках Украины отрезать Крым от энергоснабжения. "То, что произошло со светом, иначе как геноцидом не назвать", - сказал Медведев, добавив, что "это совершенно хамская, абсолютно такая отмороженная, как говорят в народе, позиция", когда от энергоснабжения были отрезаны соцучреждения и люди. "Как это назвать? Свинство просто, по-другому никак не назвать", - резюмировал премьер.
Он отметил, что бывал на полуострове ранее, по приглашению Киева. "Скажу совершенно искренне, мне хотелось как можно скорее оттуда уехать. Край красивый, но все такое прямо убитое, и отношение такое же: такое ощущение, что изначально украинское руководство считало, что это не их земля, и ничего не вкладывало", - сказал Медведев.
По его словам, кроме покупки украинскими политиками для себя дач, в Крыму больше ничего не делалось. "Ни дороги, ни электричество нормально не развивалось, ни сфера услуг. Она везде у нас не идеальная, но давайте по-честному скажем: если сравнить черноморское побережье Кавказа и Крым, все-таки у нас на черноморском побережье Кавказа сервис гораздо лучше", - указал премьер.
Он напомнил о создании программы развития Крыма в объеме почти 700 млрд рублей. "Это большие деньги для страны, но мы обязательно все осуществим. Потому что Крым - действительно часть России, Крым - любимое место отдыха огромного количества наших граждан, в Крыму живут наши люди. Все деньги будут выделены, все программы будут реализованы", - пообещал Медведев.
Однако вопрос о возвращения Крыма в состав РФ не измеряется в деньгах, уверен премьер. "Это совершенно другая история", - подчеркнул он, одновременно признав, что реинтеграция Крыма обходится "недешево". Однако если спросить у жителей Крыма, "платят ли они слишком высокую цену за интеграцию с Россией, то абсолютное большинство крымчан скажут, что готовы даже большую цену заплатить, лишь бы не возвращаться в тот бардак, в котором они были еще совсем недавно", уверен Медведев.
"Крым в российское правовое и экономическое пространство уже интегрирован", - заключил Медведев, подчеркнув, что полуостров "является неотъемлемой частью Российской Федерации и в правовом, и в экономическом смысле".