Чуйченко: суд над декабристами отразился на развитии правовых норм в России
МОСКВА, 10 декабря. /ТАСС/. Судебный процесс над декабристами, устроившими вооруженный мятеж на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, отразился на дальнейших правовых преобразованиях в России. Это отметил министр юстиции РФ Константин Чуйченко на проходящей в Минюсте научно-практической конференции "200 лет со дня восстания декабристов: уроки прошлого для настоящего".
Читайте также
Что объединяло декабристов?

"Произошедшие события все же отразились на дальнейших системных правовых преобразованиях. Опыт судебного процесса над декабристами, например, был учтен при систематизации и пересмотре уголовного законодательства. В контексте обновления правового регулирования на смену Соборному уложению 1649 года и последующих самостоятельных несистематизированных актов пришел Свод законов Российской Империи 1832 года, обособивший уголовно-правовые нормы", - отметил он, напомнив, что в нем "были закреплены ссылки на документы о процессе над декабристами как на прецедент, при котором Верховный уголовный суд рассматривался как чрезвычайная судебная инстанция по государственным преступлениям". В дальнейшем опыт реформирования законодательства отразился и в Уложении о наказаниях уголовных и исполнительных 1845 года, где были определены общие категории уголовного права и классифицированы преступления по их содержанию - от религиозных до должностных.
Роль Михаила Сперанского
Чуйченко особенно отметил роль Михаила Сперанского в процессе над декабристами. "Декабристы видели его в своем революционном правительстве. Но давайте не будем забывать, что возвыситься до второго лица в государстве сын простого священнослужителя из глубинки смог именно при Александре I", - заметил Чуйченко.
Он напомнил, что в докладе императору Николаю I Верховный уголовный суд особо отмечал, что преступления декабристов относятся к роду преступлений государственных. Суд пришел к выводу, что "подсудимые все без изъятия подлежат смертной казни".
"Николай I с самого начала лично следил за ходом следствия. Возник вопрос: справедливо ли карать всех обвиненных по делу одинаково. Чтобы мера наказания в каждом отдельном случае была пропорциональна содеянному, Михаил Сперанский по указанию Николая I подготовил распределение всех осужденных по категориям. Так, в соответствии с приговором Верховного Уголовного Суда были выделены 11 разрядов по степени тяжести деяний и активности участия в заговоре", - напомнил министр.
Но уже через пять дней после приговора суда был издан указ Николая I о смягчении наказания в отношении всех осужденных. "Таким образом, четвертование для пятерых декабристов вне разрядов было заменено на повешение. Впоследствии по воле Николая I примерно 20 семьям декабристов была оказана разного рода помощь в связи с утратой кормильца: от денежных пособий до устройства детей в престижные учебные заведения", - напомнил Чуйченко.
"Получается, несмотря на известные заговоры и планы исключительных злодеяний декабристов, с ними продолжали обращаться с позиции чести и благородства. То есть тех начал, которые едва ли могут быть свойственны людям, готовым де-факто к цареубийству и убийству царской семьи", - отметил он.
Он напомнил, что оказавшемуся в тех обстоятельствах молодому еще Николаю I, которого ранее не готовили в императоры, любые решения наверняка давались с особой сложностью, поэтому его милосердное снисхождение к декабристам вызывает большое уважение. В день приведения приговора в исполнение император писал своей матери буквально следующее: "Голова у меня кружится; только сознание ужасной обязанности позволяет мне перенести это мучительное состояние".


