Грызлов: особый статус Донбасса должен носить постоянную основу по "формуле Штайнмайера"
Также Грызлов разъяснил позицию российской делегации на минских переговорах
МИНСК, 27 января. /ТАСС/. Полномочный представитель РФ в контактной группе по Украине Борис Грызлов на проходящей в среду встрече в Минске сообщил позицию российской делегации на переговорах.
"Голосование по конституции Украины должно быть жестко увязано с одновременным принятием поправок в статьи 1 и 10 закона об особом статусе для придания особому статусу постоянной основы по "формуле Штайнмайера", - отметил он.
Также, по словам Грызлова, "редакция этих поправок в закон об особом статусе должна быть согласована в контактной группе".
Позиция РФ на минских переговорах:
- голосование по конституции Украины должно быть жестко увязано с одновременным принятием поправок в статьи 1 и 10 закона об особом статусе Донбасса для придания особому статусу постоянной основы по "формуле Штайнмайера";
- редакция этих поправок в закон об особом статусе должна быть согласована в контактной группе;
- необходимо найти юридическую формулу, гарантирующую, что пункт 18 переходных положений конституции будет отсылать именно к действующей редакции статей 2-9 закона об особом статусе и к заново согласованным на контактной группе редакциям статей 1 и 10;
- эту формулу следует закрепить в конституции Украины;
- необходимо также юридически закрепить в конституции Украины, что полномочия избранных на выборах в Донбассе по отдельному закону лиц не будут прекращены в 2017 г., как это предусмотрено конституционной реформой для всей Украины.
Принятие постоянного законодательства Украины об особом статусе Донбасса, в том числе путем внесения соответствующих поправок в конституцию страны, является одним из основополагающих требований принципов мирного урегулирования, согласованных в Минске лидерами "нормандской четверки".
В августе минувшего года Верховная рада приняла в первом чтении поправки в конституцию. В его переходные положения был внесен пункт 18, который гласит, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей "определяются отдельным законом" .
При этом в пункте 18 не указывается, какой конкретно закон Украины регулирует эти особенности, а сам пункт носит временный характер, так как относится к переходным положениям конституции.
Еще в сентябре 2014 года Верховной радой был принят закон об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Однако затем в него внесли принципиальные поправки. В результате, согласно 1-й статье закона, срок действия особого статуса в Донбассе ограничивается сроком в три года. А 10-я статья приостанавливает действие статьей 2-9, в которых собственно описывается особый статус Донбасса, до момента проведения там новых выборов и формирования новых органов власти.
Другими словами, вся конституционная реформа на Украине, как того требуют минские соглашения, по сути оказалась замороженной. Представители Донбасса неоднократно заявляли, что все предложенные Киевом изменения носят односторонний характер, а потому не могут быть одобрены.
Позиция российской делегации по сути направлена на то, чтобы выйти из этой ситуации на согласованной основе.
"Формула Штайнмайера"
Ранее министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил о необходимости принятия специального закона о выборах в Донбассе, то есть не какого-то общего украинского закона о выборах, а нормативного акта, привязанного к конкретной территории и к конкретной ситуации. При этом такой закон должен закрепить особый статус региона по формуле: "В день выборов в Донбассе - на временной основе, а с момента публикации отчета ОБСЕ по итогам выборов - на постоянной".