По случаю Дня дипломатического работника постоянный представитель РФ при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин рассказал в интервью ТАСС об урегулировании многих острых международных проблем на женевской площадке, приоритетных направлениях России в работе Конференции по разоружению и Совете по правам человека, а также о том, как приходится учить "партнеров" уму-разуму, и других тонкостях дипломатической службы.
- Женева – крупный центр многосторонней политики и дипломатии. Здесь расположен целый ряд организаций – всего более 20 главных агентств системы ООН. Россия является активным участником всех этих организаций. А есть ли для России направления, которые являются приоритетными? Как идет по ним работа?
- Женева всегда была и остается, как вы правильно сказали, крупным центром многосторонней политики и дипломатии. В России о некоторых местах говорят – "намоленное", а Женева - место "напереговоренное". Это справедливо с исторической точки зрения. Но и в последние несколько лет в Женеве были урегулированы многие острые международные проблемы. Здесь была достигнута первоначальная договоренность по иранской ядерной программе, согласованы параметры химического разоружения Сирии и продолжаются попытки запустить результативные переговоры по разрешению конфликта в этой стране, утверждены основы урегулирования кризиса на юго-востоке Украины, проходят дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье, время от времени собираются встречи по Йемену и Ливии. Все это относительно новые сюжеты в мировой политике, требующие постоянного внимания и углубленной дипломатической проработки. Так что скучать не приходится.
Но если перечисленное выше - внешнеполитические и дипломатические новеллы, то вопросы контроля над вооружениями относятся к традиционной повестке дня деятельности постпредства, поскольку Россия является одним из наиболее влиятельных членов женевской Конференции по разоружению. В рамках этого форума мы вместе с китайскими партнерами добиваемся начала переговоров по проекту договора о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК). Такой договор позволил бы не допустить раскручивание гонки вооружений в новой сфере и, безусловно, укрепил бы глобальную стратегическую стабильность. Нас поддерживает подавляющее большинство членов КР. Исключение составляют, к сожалению, США и их союзники, которые, вероятно, надеются использовать свое "технологическое превосходство" в целях получения военных преимуществ за счет развертывания в космосе новейших систем вооружения и подкрепления таким образом своих претензий на силовое доминирование. Понятно, что это близорукая и опасная линия, несущая угрозу глобальной безопасности. Рассчитываем, что под воздействием наших аргументов, которые поддерживаются государствами-единомышленниками, в Вашингтоне все же осознают необходимость корректировки своей позиции и присоединятся к усилиям по выработке ДПРОК на Конференции по разоружению.
- Вы коснулись региональных конфликтов и разоруженческих вопросов, которые фигурируют в женевской повестке дня. Нельзя ли сказать несколько слов о социально-экономическом блоке международных организаций, которые действуют в Женеве?
- Действительно, в этом городе размещены десятки международных, причем не только ооновских структур, занимающихся социально-экономической и гуманитарной проблематикой. Причем, возраст некоторых из них перевалил за сотню лет. Это, например, Международный комитет Красного Креста и Международный союз электросвязи. Скоро отметит вековой юбилей Международная организация труда. Среди наиболее крупных и влиятельных международных структур следует упомянуть Всемирную организацию здравоохранения, Всемирную организацию интеллектуальной собственности, Всемирную торговую организацию, Европейскую экономическую комиссию ООН, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Конференцию ООН по торговле и развитию, Всемирную метеорологическую организацию, Международную организацию гражданской обороны и другие. С учетом специализации этих структур, мимо Женевы не прошли такие актуальные вопросы, как борьба со вспышкой Эболы в Африке, необходимость общеевропейской экономической интеграции в интересах создания прочной ткани хозяйственного взаимодействия без разделительных линий на континенте, миграционный кризис в Европе, борьба с неблагоприятными последствиями изменения климата, выработка международных норм управления интернетом и обеспечение кибербезопасности… Этот список можно было бы продолжить.
По каждой из этих проблем у России своя продуманная позиция, которую прибывающие в Женеву российские делегации при поддержке постпредства претворяют в жизнь на различных международных площадках. Для этого у нас налажено плотное сотрудничество с партнерами по СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, БРИКС и ШОС. Конечно, не все и не всегда получается, но голос России и ее партнеров, звучащий в пользу развития многостороннего равноправного взаимодействия на основе общепризнанных норм и принципов международного права, встречает растущий отклик в ООН.
- В одном из интервью вы сказали, что европейские правочеловеческие ценности затрещали по швам, как только Европа столкнулась с угрозами терроризма и массовой нелегальной миграции. Поднимаются ли эти вопросы в Отделении ООН и какие предлагаются решения этих вопросов?
- Причины и возможные последствия миграционного кризиса в Европе - повод для всестороннего политического и исторического анализа. Но уже сейчас ясно одно - приток мигрантов с Ближнего Востока, вызванный близорукой политикой европейских стран по отношению к кризисам в этом регионе, спровоцировал тектонические изменения в политической и социальной структуре в самой Европе.
Миграционный всплеск находится в фокусе внимания женевских международных организаций - как профильных, так и имеющих опосредованное отношение к этому феномену. Как и любое явление глобального масштаба, он многослоен: здесь сплелись воедино гуманитарное содействие, вопросы развития, соблюдение прав человека, кризисное регулирование. И все эти проблемы необходимо решать в комплексе.
К сожалению, мы наблюдаем только паллиативные меры. Да, беженцы в странах первого приема находятся в тяжелой ситуации, и им требуется срочная помощь. Но без работы над устранением глубинных причин ближневосточных конфликтов эту проблему не решить, она лишь продолжит вытягивать ресурсы из европейских государств.
Мы говорили четыре года назад и продолжаем говорить, что для реального решения проблемы беженцев нужно в первую очередь устранить угрозу терроризма, создать условия для политического урегулирования конфликтов в Сирии, Ливии и других государствах региона. К сожалению, наши партнеры все еще слабо воспринимают этот императив из-за эгоистических внешнеполитических амбиций.
- В последние годы вопросы прав человека приобретают все большую значимость. Именно в Женеве находится Совет ООН по правам человека. Как строится работа России с Советом? Считаете ли вы этот орган эффективным инструментом в деле обеспечения соблюдения прав человека? Какими принципами необходимо руководствоваться в работе Совета по правам человека? Все ли страны Совета соблюдают эти принципы? Когда планируется очередная сессия СПЧ и с какими инициативами на нее выйдет Россия?
- Совет по правам человека продолжает оставаться одной из важнейших женевских площадок, где российская дипломатия работает в полную силу. Это и защита христиан на Ближнем Востоке, и противодействие неонацизму, и защита семьи, и продвижение традиционных ценностей, и вопросы произвольного лишения гражданства, и проблематика целостности судебной системы.
В современном мире права человека неотделимы от политики. Однако порой, правозащитная повестка становится жертвой недобросовестной политизации или же инструментом продвижения узкокорыстных приоритетов отдельных государств и групп государств. Это особенно ярко просматривается на примере обсуждения в Совете положения в области прав человека в отдельных странах - по политическим мотивам критике подвергаются Сирия, Иран, Белоруссия. При этом используются откровенные "двойные стандарты".
Другой момент - попытки превратить права человека в инструмент узаконивания антисоциальных и вредных для общества моделей поведения. Например, сравнительно недавно в правозащитный дискурс была сознательно вброшена тема либерализации и легализации потребления наркотиков.
Единственный способ вернуть в СПЧ объединительную повестку дня - сосредоточиться на тех тематических аспектах прав человека, которые пользуются всеобщей поддержкой. Мы всегда исходили из того, что краеугольным камнем деятельности ООН в области прав человека должно быть равноправное деполитизированное и уважительное сотрудничество государств. Россия продолжит продвигать этот принцип в работе Совета в противовес попыткам шельмования неугодных Западу правительств.
Основной приоритет для нас на ближайшее время - празднование юбилея Международных пактов о правах человека. Как известно, именно делегация России инициировала организацию памятных мероприятий здесь, в Женеве. На ближайшей сессии СПЧ с нашей подачи будет организована дискуссия высокого уровня на тему универсальности, неделимости и взаимозависимости всех категорий прав человека.
- Как вы реагируете на критику в адрес России, с которой приходится сталкиваться в различных органах ООН?
- Критика бывает разной. Если она основана на фальсификациях и недобросовестной информации, как например, тиражируемых сведениях о "многочисленных жертвах среди мирного населения в результате ударов ВКС России в Сирии", то приходится давать жесткий отпор, учить "партнеров" уму-разуму - оболгать Россию не получится.
А вот критика в форме доброжелательных рекомендаций по тем или иным вопросам совершенствования участия России в многостороннем сотрудничестве в различных женевских международных организациях нами учитывается.
- Что за сотрудники работают в миссии? Все ли они опытные дипломаты или есть молодые, подающие надежды?
- Дипломатический состав нашего представительства вполне сбалансирован. На руководящих постах действуют знающие опытные сотрудники, постигшие непростое искусство многосторонней дипломатии. Есть талантливая и быстрорастущая молодежь. Отрадно видеть, что подавляющее большинство дипломатов постпредства работают на своих участках энергично, с интересом, не считаясь с личным временем. В нашей миссии, как и в МИДе в целом, присутствует уникальный, по-хорошему корпоративный дух. Мы не только коллеги, но и единомышленники. Причем, речь идет как о мидовцах, так и о представителях других министерств – Минобороны, Минэкономразвития, Минздрава и Минобрнауки. Было бы неправильно не упомянуть важный труд тех сотрудников миссии, которые заняты на административно-технических должностях. Без них работа постпредства просто остановилась бы.
- Расскажите, как вы стали дипломатом? Почему вы пошли учиться в МГИМО? По зову сердца или родители – дипломаты? Вы имеете большой опыт руководящей работы в центральном аппарате Министерства и за рубежом. Где, по вашему мнению, сложнее работать?
- В МГИМО поступил потому, что в школе стал интересоваться вопросами внешней политики и международных отношений. Школа была с преподаванием английского языка, поэтому немало ее выпускников пошли учиться в МГИМО и теперь работают в МИДе. Так что, получилось сочетание некой личной увлеченности и "стадного чувства".
Родители были далеки от дипломатической службы. Вспоминаю, что отец, который работал в Госплане СССР, один раз был в короткой командировке в ГДР. Вместе с мамой они побывали на отдыхе в Карловых Варах. Так что, в нашей семье я первый и пока единственный дипломат. Три моих сына выбрали другие карьерные возможности. Может быть, с внуками, которых уже четверо, будет по-другому.
Что касается предпочтений, то мне больше нравится работать в Москве. Но дипслужба – это неизбежная смена декораций. Без опыта загранработы дипломату не обойтись. Это две стороны одной медали.
Беседовала Юлия Немченко