10 февраля 2016, 16:00

Постпред РФ при ОБСЕ: к концу марта наблюдателей ОБСЕ на Украине станет больше

Михаил Соколов/ ТАСС
Александр Лукашевич рассказал в интервью ТАСС о перспективах выполнения минских договоренностей, инициативах германского председательства в ОБСЕ и ожиданиях от зимней сессии ПА ОБСЕ

Спустя год после подписания Комплекса мер по выполнению минских соглашений ситуация на Украине остается динамично-тревожной. Такого мнения придерживается постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич. В интервью ТАСС дипломат рассказал о планах по расширению численного состава миссии наблюдателей ОБСЕ, перспективах выполнения минских договоренностей, инициативах германского председательства в ОБСЕ и надеждах на "штатное" проведение в Вене зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ без "сюрпризов" в виде запрета на въезд российским парламентариям.

- Ситуация на Украине остается в центре внимания ОБСЕ. Что сообщают международные наблюдатели из зоны конфликта? Насколько объективны их доклады?

- Если оценивать происходящее на Украине через призму тех обязательств, которые стороны в конфликте взяли на себя по Комплексу мер, то ситуация остается сложной. Скорее, она стала более динамично-тревожной. Вдоль линии соприкосновения продолжаются обстрелы. Наблюдатели фиксируют эти факты, в том числе с помощью технических средств, которыми пользуются в своей деятельности. Это и беспилотники, и камеры технического слежения, и космические спутники.

Провокации, как правило, устраивают вооруженные силы Украины. Это подтверждается конкретными фактами. Например, в ряде мест происходит ротация персонала, и на смену старой техники приходит новая. Идет подкрепление и численного состава ВС Украины. Иными словами, налицо скрытое наращивание военных возможностей "на случай если". Создается впечатление, что украинские военные, в принципе, готовы вернуться к силовому сценарию, как только последует такое решение. Правда, киевское руководство заявляет, что конфликт может быть разрешен только мирным путем. Однако явное усиление военного присутствия ставит под сомнение искренность подобных заявлений.

В этих условиях ОБСЕ стремится расширить возможности мониторинга, чтобы иметь более полную и объективную картину. Основное внимание Специальная мониторинговая миссия (СММ) уделяет зоне конфликта. Это логично, но в соответствии со своим мандатом миссия должна эффективно действовать по всей территории Украины и заниматься не только фиксацией нарушений режима прекращения огня, но и налаживать контакты на местах, содействовать диалогу, выяснять факты нарушения норм и обязательств ОБСЕ, прав нацменьшинств и т.д.

Тем не менее, многие факты почему-то не попадают в доклады СММ. Поэтому возникают законные вопросы. Особенно относительно тыловых районов ВС Украины. Скажем, Запорожье, Днепропетровская и Харьковская области – там наблюдателей значительно меньше, и, соответственно, их возможности мониторинга ограничены. Хотя именно оттуда Украина перебрасывает свежие подкрепления и технику в зону конфликта.

Словом, мандат СММ достаточно широкий, и им надо пользоваться в полном объеме. В качестве позитивного примера в этой связи можно упомянуть прошлогодний целевой доклад СММ о ситуации с доступом к питьевой воде в зоне конфликта. Наблюдатели привлекли внимание к чудовищной ситуации, когда более миллиона человек оказались лишены доступа к питьевой воде, назвав эту ситуацию гуманитарной катастрофой. Информация доклада в значительной мере помогла усилиям по восстановлению водоснабжения, в частности, в Луганской области.

- Будет ли продлеваться мандат миссии наблюдателей ОБСЕ?

- Мандат СММ действует до 31 марта нынешнего года. У нас есть все основания полагать и надеяться, что мандат будет продлен, поскольку подавляющее большинство задач, которые вытекают из Комплекса мер и Дополнения к нему, не выполнены. Более того, решение лидеров "нормандской четверки" о продлении выполнения минских договоренностей сторонами в конфликте в 2016 году потребует усиления роли ОБСЕ и СММ.

Мы поддерживаем такой подход и надеемся на продление мандата СММ в полном объеме.

Что же касается численного состава миссии, то сейчас на Украине работают более 680 международных наблюдателей ОБСЕ. К концу марта планируется довести их число до 800. При этом максимальная численность СММ установлена в пределах одной тысячи человек.

- Близится годовщина подписания Комплекса мер по выполнению минских соглашений, которые составляют основу процесса политического урегулирования на Украине. Сейчас нередко можно слышать прогнозы о том, что минские договоренности могут или даже должны быть выполнены к лету нынешнего года. Насколько реальны эти сроки? Поможет ли выполнению Комплекса мер инициатива Германии?

- Что касается перспектив выполнения минских договоренностей, то сроки здесь не самое важное. Главное – добиться реальных результатов по каждому из направлений "Минска-2". Это - единственная гарантия того, что подобная трагедия на Украине не повторится. Ну, а конкретные даты зависят от желания Киева напрямую разговаривать и договариваться с Донбассом. Это составляет основную философию Комплекса мер и того, о чем договорились лидеры "нормандской четверки" в прошлом году.

Как бы ни был сложен этот процесс, ему нет альтернативы. Он должен быть продолжен в соответствии с теми шагами и мерами, которые были намечены подписантами этого документа. А это, напомню, в первую очередь, Киев, Луганск и Донецк.

Предложений и идей, как дальше вести процесс, немало. Ключевое условие – чтобы они соответствовали Комплексу мер - базовому документу, вокруг которого выстроилась вся схема и последовательность шагов сторон в конфликте по мирному урегулированию внутриукраинского кризиса. Напомню, он был одобрен резолюцией Совета Безопасности ООН.

Мы ценим роль Германии не только как нынешнего действующего председателя ОБСЕ, но и как активного участника "нормандской четверки". Поэтому с этой точки зрения вполне допустимо, что действующий председатель в интересах дела предлагает какие-то рецепты или дополнительные шаги, способствующие продвижению политического урегулирования на Украине. Именно Киев, Донецк и Луганск должны сами напрямую договориться и о параметрах предстоящих выборов, и о законодательстве по местным выборам, и о статусе районов Донбасса, и о конституционной реформе. А Россия и ОБСЕ как гаранты этих договоренностей будут самым активным образом содействовать их реализации.

- Вы упомянули о германском председательстве в ОБСЕ. Что можно сказать о приоритетах этого председательства, представленных Берлином?

- Пока трудно судить, потому что председательство началось, по сути, с середины января, когда Франк-Вальтер Штайнмайер изложил приоритеты Берлина на специальном заседании Постоянного совета. Однако желание предпринять ряд шагов по активизации роли ОБСЕ в европейских делах уже ощущается. Германское председательство обозначило много интересных мероприятий, в которых мы готовы принять деятельное и энергичное участие. Это касается всех трех "корзин" ОБСЕ, включая центральные темы, зафиксированные в решениях Белградского СМИД, такие как борьба с терроризмом, противодействие распространению наркотиков, борьба с христианофобией и исламофобией и т.п.

Очень интересное мероприятие предстоит весной в Берлине. Немецкие коллеги обозначили желание провести крупный бизнес-форум и поговорить откровенно между представителями правительств и бизнес-сообщества о том, что мешает развитию торговли, экономических связей и сотрудничества на континенте, как укрепить связь между Европой и Евразией. Все это будет базироваться на философии Боннского документа, который дал жизнь второму измерению СБСЕ, т.е. экономической и экологической "корзине". Этот документ был принят в 1990 году, но актуальности своей не потерял.

К сожалению, в последние годы экономическое измерение деятельности ОБСЕ испытывало явный дефицит новых и свежих идей. Поэтому мы активно поддерживаем такие инновационные заходы германского председательства. Намечен целый ряд других интересных тем, но пока о них говорить рановато.

- Не ожидается ли при проведении в конце февраля в Вене зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ) "сюрпризов", аналогичных тем, что преподнесла в прошлом году Финляндия, запретив въезд группе российских парламентариев?

- Мы очень рассчитываем, что обойдется без таких "сюрпризов". У нас есть понимание, что Австрия с точки зрения статуса государства, принимающего международную организацию, обеспечит условия для полноценного участия в сессии парламентариев из всех 57 государств-участников ОБСЕ и партнеров по сотрудничеству. Это нормальная практика и нормальная формула, которая должна безукоризненно применяться ко всем многосторонним мероприятиям по линии ОБСЕ.

Что касается нахождения некоторых наших представителей Государственной думы, Федерального собрания в так называемом "стоп-листе" Евросоюза, то надеюсь, что на этот раз никаких проблем не возникнет и наша парламентская делегация сможет принять участие в работе венского форума.

Надо сказать, что парламентское измерение - самостоятельное направление деятельности ОБСЕ. Круг проблем, который обсуждают парламентарии, порой сильно отличается от тематики политических консультаций и переговоров в рамках Постоянного совета ОБСЕ. Однако в последнее время наметилась тенденция к их сближению.

Беседовал Юрий Козлов