2 февраля 2016, 00:00
Кризис на Украине

Верховная рада пока не планирует выполнение минских соглашений

Николай Лазаренко/ пресс-служба президента Украины/ ТАСС
Вопросы, касающиеся реализации договоренностей, не включены в повестку дня весенней сессии украинского парламента

КИЕВ, 2 февраля. /ТАСС/. Вопросы, касающиеся реализации минских соглашений, не включены в повестку дня открывающейся во вторник весенней сессии Верховной рады.

Завершившаяся на прошлой неделе осенняя сессия украинского парламента так и не утвердила принятые ранее поправки в конституцию, которые должны были закрепить особый статус Донбасса. Наблюдатели надеялись, что депутаты начнут новую сессию именно с этого вопроса.

Однако накануне на заседании согласительного совета лидеров депутатских фракций и глав комитетов никто даже не обмолвился о децентрализации. Молчит и конституционный суд, куда ранее группа депутатов подала обращение, смысл которого сводился к возможности проголосовать в окончательном чтении за конституционную реформу на весенней сессии.

Регламент изменен

Согласно действующим до последнего времени правилам, изменения в конституцию должны приниматься на двух разных, следующих одна за другой, сессиях парламента. В первом чтении они были приняты еще 31 августа минувшего года на внеочередной сессии Рады и, по идее, должны были получить одобрение конституционного большинства на завершившейся 1 февраля очередной сессии.

Однако, по данным самих депутатов, в парламенте не набиралось необходимых 300 голосов. Тогда депутаты, в основном от пропрезидентских партий, обратились в конституционный суд, чтобы юридически обосновать возможность переноса голосования на новую сессию.

Несколько дней спустя, не дожидаясь ответа суда, а возможно, и не рассчитывая на него, законодатели явочным порядком изменили весь регламент внесения изменений в основной закон страны, отменив какие-либо временные рамки. В результате этого Рада в принципе получила право вернуться к конституционной реформе в любой момент. Однако пока ни руководство парламента, ни официальный Киев такого желания не демонстрируют.

Минский план заблокирован

Проведение конституционной реформы на Украине, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию, является одним из основополагающих требований принципов мирного урегулирования, согласованных в Минске лидерами "нормандской четверки".

В соответствии с подписанным 12 февраля 2015 года комплексом мер по выполнению минских соглашений, реформа предполагает принятие постоянного законодательства Украины об особом статусе Донбасса, на основе которого, в частности, в регионе должны быть проведены выборы местной власти.

В августе Рада приняла в первом чтении поправки по децентрализации в конституцию. Согласно им, особенности местного самоуправления в Донбассе определяются "отдельным законом". Однако поправки были внесены не в основной текст конституции, а в так называемые переходные положения, что априори предопределяет их временный характер. К тому же предложенная редакция не уточняет, какой конкретно "отдельный закон" имеется в виду.

Компромиссный вариант Донбасса

На днях полпреды республик в очередной раз передали в контактную группу компромиссный вариант поправок в конституцию Украины.

Их cem в том, чтобы в основном тексте конституции, в его 133 статье, были перечислены, среди прочих регионов, "отдельные районы с особым статусом Донецкой и Луганской областей". Как считают в республиках, упоминание особого статуса Донбасса в основном тексте главного закона страны, как этого и требовала в свое время Венецианская комиссия, сделает его постоянно действующим.

Двойная игра Киева

Тем временем позиция Киева, не желающего выполнять минский мирный план, остается пока без изменений. Президент Украины Петр Порошенко недавно фактически признал, что не собирается добиваться принятия Радой и введения в действие закона об особом статусе.

Выступая на конференции представителей органов местного самоуправления – членов Ассоциации городов Украины, Порошенко заявил буквально следующее: "Децентрализация и конституционные изменения… избавляют от всякой мысли о создании законов об "особом статусе"... Наоборот, эти конституционные возможности, по конституции, убираются, и это вполне оправданно".

"Налицо двойная игра", - заявил в этой связи директор российского Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. "Президент Порошенко одно обещает на переговорах в "нормандском формате" и в Минске, а другое -  внутри страны. Так Киев пытался всех обмануть на протяжении всего 2015 года. Продолжает и теперь". 

Формула Штайнмайера

В этой ситуации министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в середине января предложил формулу, которая в сложном переговорном процессе между участниками украинского конфликта могла бы стать гарантией выполнения сторонами своих обязательств. Рекомендованный Штайнмайером механизм можно сравнить с той ролью, какую играет банковская ячейка при расчетах в ходе сделок купли-продажи.

Глава МИД Германии предложил закрепить особый статус Донбасса в законе о выборах в регионе по следующей формуле: "В день выборов в Донбассе - на временной основе, а с момента публикации отчета ОБСЕ по итогам выборов - на постоянной".

Предложения РФ

МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

12 февраля 2015 года участники переговоров контактной группы в Минске подписали ранее согласованный с главами стран - участниц "нормандской четверки" документ, предусматривающий прекращение огня в Донбассе с 15 февраля. Переговоры "нормандской четверки" в составе президентов РФ, Украины и Франции, а также канцлера ФРГ продолжались в Минске в разных форматах (в узком составе и с участием членов делегаций) с вечера 11 февраля в общей сложности около 16 часов.

Идею Штайнмайера поддержала Москва. Полномочный представитель РФ в контактной группе по Украине Борис Грызлов на последней встрече в Минске 27 января предложил "жестко увязать" голосование по конституции Украины с одновременным принятием таких поправок в закон об особом статусе, которые придадут ему постоянную основу "по формуле Штайнмайера".

"Редакция этих поправок "должна быть согласована в контактной группе", подчеркнул полпред РФ.

Нежелание Киева под разными предлогами обсуждать с представителями Донбасса вопросы конституционной реформы в течение последнего времени - основная причина пробуксовки мирного процесса. Несмотря на то, что в минских договоренностях четко прописаны порядок и сроки реализации всех этапов урегулирования, официальные представители Украины неизменно настаивают на первоочередной передаче им контроля над участком российско-украинской границы, после чего предполагают проведение выборов в Донбассе и только затем обещают рассмотреть вопрос о статусе региона.

Между тем одобренный "нормандской четверкой" мирный план предполагает обратный порядок действий: внесение поправок в конституцию, закрепляющих на постоянной основе особый статус региона, проведение местных выборов и, в самую последнюю очередь, передачу Киеву контроля над границей.