11 июня 2016, 08:00
Распад СССР

Возвращение Петра: как Ленинград мог стать Невоградом, а стал Санкт-Петербургом

Руслан Шамуков/ ТАСС
25 лет назад жители Ленинграда большинством голосов поддержали возвращение городу его исторического имени

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,  11 июня. /ТАСС/. Ленинградцы 25 лет назад проголосовали за возвращение городу на Неве его исторического имени. 12 июня 1991 года в пользу переименования Ленинграда в Санкт-Петербург высказались 54,8% горожан, но большой процент противников этого решения (42%) свидетельствовал об остроте противостояния двух полярных точек зрения, а компромиссные предложения чаще всего вызывали иронию.

"Довольно много людей было против, их главным аргументом была блокада Ленинграда, боялись, что со сменой названия потеряется память о ней, уйдет память о подвиге. Сторонники возвращения исторического имени больше всего хотели уйти от имени Ленина в названии города, эта идея стояла на первом месте. Но имя Санкт-Петербург многим казалось слишком помпезным, и поэтому неуместным. Кто-то поддерживал название Петроград; было очень много вариантов, в том числе курьезные Невоград, Свято-Петроград или Питер-город", - рассказала ТАСС заместитель директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Демиденко.

"Собчак был до последнего против"

Переименование города на Неве связывают с именем Анатолия Собчака, который был избран мэром в тот же день, когда проводился опрос жителей Ленинграда по вопросу возвращения исторического названия. Но, как отмечают современники тех событий, новый руководитель города, бывший до этого председателем Ленинградского городского Совета народных депутатов (Ленсовета), далеко не сразу оказался в рядах сторонников переименования.

Сторонники возвращения исторического имени больше всего хотели уйти от имени Ленина в названии города, эта идея стояла на первом месте. Но имя Санкт-Петербург многим казалось слишком помпезным, и поэтому неуместным
Юлия Демиденко
заместитель директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга

"Собчак был против возвращения названия, до последнего против - до июня 1991 года", - рассказал ТАСС депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев. В 1991 году Ковалев был депутатом Ленсовета и одним из инициаторов решения о проведении референдума по возвращению городу имени Санкт-Петербург. Он же стал автором формулировки вопроса, вошедшего в бюллетень референдума.

"У нас был конкурс вопросов, голосовали за разные формулировки. Была большая опасность в том, чтобы написать: "вы хотите Ленинград, Петроград, Петербург?" Предложили бы три-четыре варианта - ни один не набрал бы подавляющего большинства, и мы бы остались ни с чем. Нужно было дать зримую альтернативу, и моя формулировка решала этот вопрос ", - считает депутат.

По его словам, идея возвращения городу исторического имени зарождалась еще в 1987 году, но тогда ее считали нереальной. "Я лично не думал еще в 1989 году, что реально вернуть городу имя Петербург, но, естественно, поддерживал тех, кто был за это", - признался Ковалев. Первый раз этот вопрос обсуждался на осенней сессии Ленсовета в 1990 году по инициативе депутата Виталия Скойбеды, но тогда его инициатива не набрала голосов.

Причину, по которой председатель Ленсовета не поддерживал переименование, Собчак сам назвал в интервью журналу "Огонек" в июле 1990 года. “Я знаю, что сегодня у переименования города довольно много сторонников. Но я не любитель поспешных решений. С нынешним именем город пережил самый тяжелый период, блокаду, и это имя вне всякой зависимости от политики уже сроднилось с жителями. Я думаю, славное имя Петра, основателя города, мы можем восстановить в каких-то других вариантах. Скажем, Ленинградский университет сегодня не имеет имени", - говорил тогда Анатолий Собчак.

Кто против советской власти

Инициатива о переименовании не была секретом для партийного руководства Ленинграда и всей страны. 29 мая 1991 года, как передавал ТАСС, на пресс-конференции в Москве первый секретарь Ленинградского обкома Компартии РСФСР Борис Гидаспов заявил, что "переименование Ленинграда в Санкт-Петербург обречено на провал".

За этим коварным замыслом прослеживаются далеко идущие политические цели. В очередной раз предпринимается попытка бросить тень и опорочить великого Ленина, посеять в душах людей сомнение в чистоте помыслов, правоте начатого им дела
Из обращения ЦК КПСС, июнь 1991 года

В начале июня 1991 года, когда уже было принято решение о проведении опроса, Центральный комитет КПСС распространил через СМИ обращение, в котором назвал кампанию по переименованию города "продолжением стратегической линии рвущихся в "вожди" амбициозных политиканов, на разрушение действующих властных структур и создание новых, чуждых нашему обществу институтов управления по западному образцу".

"Запланированная акция - не что иное, как стремление определенных сил и политических групп как можно скорее вытравить из памяти советского народа легендарное прошлое города-героя, колыбели трех революций. За этим коварным замыслом прослеживаются далеко идущие политические цели. В очередной раз предпринимается попытка бросить тень и опорочить великого Ленина, посеять в душах людей сомнение в чистоте помыслов, правоте начатого им дела. В безобидной, на первый взгляд, акции возвращения Ленинграду старого названия кроется стремление дискредитировать Советы - испытанные и проверенные временем органы народовластия. Вдумайтесь: как будут сочетаться слова-понятия "Санкт-Петербургский Совет народных депутатов"?" – говорилось в обращении, опубликованном ИТАР-ТАСС 3 июня 1991 года.

Авторы обращения призывали горожан высказаться за сохранение названия Ленинград. В том же документе коммунисты "настоятельно просили" президента СССР Михаила Горбачева, Верховный Совет СССР и Верховный Совет РСФСР "употребить власть и пресечь кощунственный и противозаконный по своей сути замысел".

Обращения поступали из ветеранских организаций, представители которых всерьез беспокоились, что утрата имени Ленинград приведет к забвению подвига города-героя. Депутат от Всесоюзной организации ветеранов войны и труда Герой Советского Союза Иван Клочков, выступая на сессии Верховного Совета СССР, говорил: “В нашем родном и близком каждому труженику страны городе, носящем имя Ленина, появились господа и вельможи, коим не терпится оплевать социалистическую революцию и всемирно известную героическую 900-дневную оборону Ленинграда от фашистских варваров и переименовать город в сановный Санкт-Петербург”.

Михаил Горбачев дал специальное интервью газете "Правда", в котором говорил: "Всем надо иметь в виду, что решение увековечить имя Ленина, принятое в 1924 году на Втором съезде Советов СССР, выразило волю народов нашей страны. Это справедливое решение, и я твердо убежден, что нет ни нравственных, ни политических оснований для его изменения".

Интеллигенция и церковь на стороне Петра

Категоричные высказывания коммунистов причислили к "амбициозным политиканам" академика Дмитрия Лихачева, писателя-диссидента Александра Солженицына и даже патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Они открыто высказывались за переименование Ленинграда, хотя их мнения совпадали не полностью.

Солженицын 29 мая 1991 года передал в отделение ТАСС в Нью-Йорке обращение "К жителям города на Неве", в котором предложил собственный вариант названия. "Я слышал, что в Вашем городе готовится референдум о возврате ему названия "Санкт-Петербург" (а исторически-то "ПитербурХ"?). Я хотел бы тоже подать голос и убедить вас, что этого звучания возвращать не надо. Оно было в XVIII веке навязано вопреки русскому языку и русскому сознанию. Переименование в 1914 г. в "Петроград" было вполне разумным, и оно верно, если считать город названным в честь императора. (Если же хотеть сохранить, как исторически было, в честь Апостола Петра - то естественная русская форма: Свято-Петроград). И может быть, это решение по важности должно быть обсуждено не только жителями Вашего города, но и всей России", - говорилось в обращении.

"Идеологи и пропагандисты КПСС тут же по-своему прокомментировали предложение писателя, завопив во всех средствах массовой информации: “Вот видите, даже Солженицын выступает против Санкт-Петербурга!” Предложение Александра Исаевича вольно или невольно сыграло тогда только на руку коммунистам", - вспоминал в свое время один из инициаторов общественной кампании по переименованию города, сопредседатель историко-патриотическое объединение “Русское знамя” Игорь Иванов. 

Впрочем, позиция Солженицына находила отклик и у тех жителей города, кто, не будучи сторонниками коммунистической идеи, считали, что имя Санкт-Петербург относится к утраченной имперской столице и вряд ли подходит для “столицы с областной судьбой”, которой стал в те годы Ленинград. Представители интеллигенции сравнивали его с “обветшавшей архитектурной жемчужиной”. Для тех, кто разделял такое мнение, имя Петроград казалось более уместным.

Переименование Ленинграда стало одним из самых резонансных политических событий начала 90-х, и повлиять на решение стремились не только союзные власти, но и вся страна, причем позиции, как и в самой северной столице, были весьма различны.

“Из других городов страны поступали обращения с просьбой сохранить название Ленинград, в основном связанные с памятью о Великой Отечественной войне, но были и сторонники переименования, в том числе в Москве, откуда пришло предложение назвать город Невоградом”, - рассказала Юлия Демиденко.

За несколько дней до референдума в ленинградских газетах было опубликована позиция  патриарха Алексия II по вопросу переименования. Предстоятель Русской Православной церкви, бывший в 1986-1990 гг митрополитом Ленинградским и Новгородским, высказал мнение о том,  что "город должен помнить своего основателя - императора Петра и носить имя своего молитвенника - апостола Петра". "Мы, верующие Руси, земно кланяемся подвигу блокадников и понимаем, что в их памяти блокада была именно "ленинградской". Такой она, наверное, навсегда останется в памяти всего нашего народа, так же как и битва на Волге всегда будет Сталинградской. Но те события и подвиги названы так в честь городов, где они произошли. Сам же Сталинград носил это имя не в память о битве, а в честь Сталина, так же как Ленинград несет в себе память не о ленинградской блокаде. Мы надеемся, что в городе, который вновь будет называться Санкт-Петербург, не забудут о блокадниках-ленинградцах, об их былом подвиге и об их нынешних нуждах", - объяснил патриарх.

Как считают участники тех событий, именно пожелание патриарха Алексия II стало для Анатолия Собчака поводом утвердиться во мнении, что город должен вернуться к историческому имени.

Виват, Санкт-Петербург

Референдум о названии города вызвал огромный интерес ленинградцев, люди активно готовились к нему. По воспоминаниям современников, многие боялись, что голосование не состоится, поэтому в вечер перед референдумом звонили друг другу домой, убеждая прийти на избирательные участки. Явка 12 июня составила около 65%.

Официально город был переименован через 3 месяца, уже после событий августа 1991 года, окончательно изменивших политический курс страны.

7 сентября 1991 года городские газеты вышли с приветствием "Виват, Санкт-Петербург!". Позднее Анатолий Собчак отметил, что возвращение городу имени Санкт-Петербург "было одним из знаков начинающейся новой жизни". "Естественно, что тогда мы и подозревать не могли, как своевременно решился вопрос о переименовании города. Уже полгода спустя, в условиях начавшейся ползучей контрреволюции и ожесточенного противостояния парламента и президента, переименовать Ленинград в Санкт-Петербург было бы просто невозможно ", - написал он в своей книге "Из Ленинграда в Петербург".

Переименование 7 сентября стало третьим в истории города. “При всей остроте борьбы в 1991 году, наиболее драматично жителями было воспринято первое переименование в 1914 году, когда Петербург стал Петроградом, многие горожане были возмущены и видели в этом роковой знак, ждали беды, - отметила Юлия Демиденко. - Изменение названия на Ленинград в 1924 году вызвало всплеск публикаций в эмигрантских газетах за рубежом, но в самом городе смена имени была воспринята достаточно спокойно, тем более, что она совпала с одним из крупнейших наводнений в истории северной столицы, и людям было не до этого”.