18 сентября в Госдуму изберут не только представителей партий по федеральным спискам, но и тех, кто баллотируется по одномандатным округам. Пройдут региональные и местные выборы. Чем займутся победители — в материале ТАСС.
Возвращение одномандатников
До 2005 года выборы депутатов Госдумы проходили по смешанной системе. Половина парламентариев избиралась по общим партийным спискам, другая половина боролась за депутатские кресла на местах — в одномандатных округах. Друг с другом конкурировали не абстрактные списки, а живые люди. Потом смешанную систему заменили на пропорциональную. Остались только списки. Выборы 2007 и 2011 годов прошли без одномандатников.
В 2014 году выборы по округам вернули. Кандидат может быть самовыдвиженцем или его выдвигает политическая партия. Претендент-одномандатник должен собрать не менее 3% подписей от числа избирателей в своем округе. При этом кандидат, выдвинутый парламентской партией или партией, набравшей не менее 3% голосов на предыдущих выборах, может это требование проигнорировать.
Задача собрать подписи сложная, особенно для непарламентских оппозиционных политиков. Критики называли этот барьер непреодолимым. И все же задача эта решается. Так, беспартийная оппозиционерка Мария Баронова сумела собрать около 15 тыс. подписей и была зарегистрирована кандидатом в Госдуму по 208-му мажоритарному избирательному округу в Москве. В Еврейской автономной области был зарегистрирован Иван Проходцев, в прошлом году организовавший митинг с требованием отставки губернатора Александра Винникова. В Белгородской области удостоверение кандидата получил предприниматель Валерий Борисовский. Всего из 304 человек, сдававших подписи, одобрение избиркомов получили 23.
"Возвращение одномандатных округов существенно меняет повестку избирательной кампании, проблематику, которая будет затрагиваться. С возвращением одномандатных округов кандидатов, которые привязаны к конкретным территориям, в повестке кампании будет больше локальных проблем, больше бытовых вопросов, которые волнуют граждан на местах. Кандидаты и партии будут больше внимания уделять конкретным делам, низовым проблемам", — рассказывает ТАСС директор по исследованиям фонда "Институт социально-экономических и политических проблем" (ИСЭПИ) Александр Пожалов.
Таким образом, на первый план выходит уже не большая политика с федеральной повесткой, а конкретные местные проблемы, на которые конкретный депутат может повлиять: очередь на ремонт жилья, ЖКХ, ямы на дорогах. То есть особую роль начинает играть собственно представительская, а не законотворческая функция депутатов. Получив важную информацию от жителей, например о подпольных казино или незаконном строительстве, такой депутат должен "подталкивать" работу правоохранительных и надзорных органов. У депутата есть право на соответствующий запрос, на который исполнительные органы обязаны ответить.
Если, скажем, жители видят, что в их городе нет больницы, а мэрия не реагирует, то они должны поставить этот вопрос перед депутатом, который, в свою очередь, должен "пролоббировать" это строительство на всех возможных уровнях: от губернатора и профильного министерства до администрации президента.
Успешность такого "лоббизма" и будет показателем полезности депутата.
Кандидаты-тяжеловесы
Для партий голосование по округам — это еще и способ показать лицо и характер. ИСЭПИ и Центр содействия законотворчеству подготовили доклад, где назвали, как они считают, самых серьезных кандидатов от действующих парламентских партий.
Например, "Единая Россия" в качестве таких "тяжеловесов" выставила спикера Госдумы Сергея Нарышкина в Ленинградской области и руководителя думской фракции Владимира Васильева в Тверской. КПРФ поставила на вице-спикера Ивана Мельникова в Москве и на главу движения "Образование для всех" Олега Смолина в Омской области. От эсеров в Москве выдвигается глава думского комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. От ЛДПР — Сергей Катасонов в Оренбургской области, где он уже пробовал избраться губернатором как единый кандидат от оппозиции.
"Основная задача смешанной системы — это повышение ответственности. В чем ответственность? Одномандатный депутат непосредственно связан с избирателем. Раньше складывалось впечатление, что есть партии, вот они там борются, а кто проходит, люди не знают. Фактически происходила борьба брендов партийных. А сейчас за счет появления одномандатников увеличивается ответственность непосредственно депутатов, которые избираются по своему избирательному округу", – рассказал ТАСС президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
У избирателя есть возможность хорошенько изучить профили претендентов, а заодно запомнить их обещания. Так формируется парламентская культура.
"В следующую избирательную кампанию кандидатам нужно будет отчитываться не вообще за всю страну, а конкретно за свой округ. Обещания, которые раньше были привязаны ко всем городам и весям, сейчас привязаны к конкретным избирателям. Избиратели через пять лет могу вспомнить, что этот депутат им обещал, сколько раз он был в своем округе и что он сделал. Это повышает региональную связь, обогащает политическую повестку региональной составляющей", — подчеркнул Абзалов.
Депутаты на местах
Одновременно с выборами в Госдуму избираются главы ряда субъектов Федерации, депутаты региональных парламентов и органы местного самоуправления.
Выборы глав регионов пройдут в Чечне, Коми, Тыве, Забайкальском крае, Тверской, Тульской и Ульяновской областях, а также в Северной Осетии и Карачаево-Черкессии, где руководителя региона изберет парламент. Еще в 39 субъектах Федерации изберут парламенты. Пройдет множество муниципальных выборов.
Региональным и местным выборам избиратель порой не придает должного значения. Вместе с тем именно решения региональных и местных парламентов больше всего влияют на повседневную жизнь человека. В региональных законодательных собраниях утверждают бюджет и вводят региональные налоги, местные советы депутатов отвечают, соответственно, за местный бюджет и налоги.
И если депутат-одномандатник из "большой" Госдумы выступает как представитель избирателя в самых высоких органах власти, то местный депутат постоянно работает "на земле".
Самый наглядный пример — школа. Главным образом, она финансируется из бюджета субъекта. От местных депутатов зависит "муниципальное задание": сколько денег учебное заведение получит сверх федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). То есть муниципалитет доплачивает учителям за работу, которая не входит в стандарт, но без которой в полноценной школе не обойтись: ведение групп продленного дня, дополнительные занятия, кружки.
При этом грамотные депутаты могут "включать" свой город или район в различные программы развития, получать дотации. Или в обмен на налоговые вычеты и предоставление земель обязать застройщиков бесплатно построить новое здание для той же школы. Существуют механизмы новомодного партисипаторного бюджетирования, когда депутаты публично защищают важный социальный проект и в случае успешной защиты получают деньги и от федеральных властей, и от частников-добровольцев.
Надежный, "свой" муниципальный депутат бывает очень полезен жителям в случае конфликтных ситуаций, когда несправедливость происходит прямо на глазах. Такие "народные трибуны" — из самых разных партий, правящей и оппозиционных — помогли жителям остановить вырубку сада МГУ. В Липецке депутаты защитили дачников из садоводческого товарищества "Ферросплавщик" от коммерсантов, которые самовольно захватили пруд. В Санкт-Петербурге не допустили незаконного строительства в сквере у метро "Чкаловская", в Челябинске отстояли лес возле улицы Захаренко.