13 сентября 2013, 16:16

Госдума отклонила законопроект об "алкозамках" для машин нетрезвых водителей

Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев
Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев
В поддержку принятия законопроекта высказались 118 парламентариев

МОСКВА, 13 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Госдума отклонила при рассмотрении в первом чтении законопроект о замене лишения прав нетрезвых водителей на установку в их автомобили "алкозамков". Автором этой инициативы выступил в октябре прошлого года депутат от "Справедливой России" Михаил Сердюк. В поддержку принятия законопроекта высказались 118 депутатов при необходимых 226.

"Не дунул в трубочку - машина не заведется"

Сердюк сообщил, что в прошлом году по вине пьяных водителей пострадали 12 тысяч 843 и погибли 2 тысячи 103 человека. "Данным законопроектом мы предлагаем снизить количество возможных аварий по вине пьяных водителей, введя такое устройство, как "алкозамок", - подчеркнул он.

По словам депутата, "человек, лишенный прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии по решению суда, на добровольной основе в виде альтернативного наказания может согласиться на установку такого замка за свой счет". "Ему будут делать соответствующую отметку в удостоверении, - пояснил Сердюк. - Не дунул в трубочку - машина не заведется". Он напомнил, что подобный опыт широко применяется во всем мире.

"Скептики говорят, что такие замки негде купить. Но пока такого закона нет, никто добровольно ставить их не будет, как и продавать", - предупредил справоросс. Он обратил внимание, что "такой же разговор был про детские кресла". Однако после введения нормы о необходимости их наличия были сохранены десятки, а то и сотни детских жизней, отметил политик. "Если посчитать 20% от погибших за год, это будет весь наш зал депутатов. Но даже если будет спасена одна человеческая жизнь, этот закон уже имеет смысл рассмотреть и поддержать", - убежден Сердюк.

За нарушение предписания суда о вождении автомобиля только с "алкозамком" было предложено наказание вплоть до 15 суток ареста. При этом, если речь будет идти о профессиональном водителе, то в таком случае ответственность в виде штрафа в 200 тысяч рублей понесет и организация, на которую он работает. Таким образом, по замыслу автора законопроекта, организации обязаны будут контролировать, чтобы водители-штрафники не допускались до вождения служебных машин, не оборудованных "алкозамками".

Спорные нюансы

О важности и актуальности данных поправок сегодня говорили при обсуждении и депутаты от КПРФ и ЛДПР. Так, коммунист Владимир Федоткин назвал инициативу "правильной и нужной", однако поинтересовался: "Не возникнет ли ситуация, когда в трубочку дунет один человек, совершенно трезвый, а машину поведет другой, который выпил?".

"Этот вопрос изучался", - ответил Сердюк. "Если муж напился и скажет жене: "Дунь за меня, я поеду", далеко не каждая жена это сделает. Если он уговорит соседа, друга это сделать - хотя трезвый и пьяный человек мыслят по-разному - и если в случае аварии пострадают люди, уголовная ответственность будет распространяться и на того человека, потому что он станет сообщником", - предупредил он.

Альтернативная концепция

Думский комитет по конституционному законодательству и фракция "Единая Россия" не поддержали инициативу. Зампред профильного комитета Дмитрий Вяткин указал, что депутаты недавно приняли поправки, не только однозначно запрещающие управление автомобилем в нетрезвом виде, но и значительно увеличившие суммы штрафов за подобные нарушения. "Следовательно, смягчать положение тех, кто был пойман за рулем в состоянии алкогольного опьянения, мы не можем", - сказал он, добавив, что к законопроекту есть и ряд замечаний правового и юридико-технического характера.

Чтобы инициатива Сердюка стала возможна, "нужно сначала вносить изменения в ПДД, менять закон о безопасности дорожного движения и другие федеральные законы", пояснил Вяткин. "Несмотря на то, что это интересное предложение, в настоящее время оно не реализуемо. Мы уже реализовали другую концепцию, которая, мы надеемся, поможет сократить число смертей на дорогах по вине пьяных водителей", - подчеркнул он.

Помимо этого "вызывает сомнение обоснованность применения предлагаемого вида наказания за такое правонарушение, как передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, поскольку лицо, передающее управление транспортным средством, само может не находиться в состоянии опьянения", говорится в заключении комитета на законопроект.

С 1 января будущего года в России  может вступить в силу закон, вводящий уголовную ответственность для водителей, повторно пойманных за управлением автомобилем в нетрезвом состоянии.