22 октября 2020, 19:07

Путин на "Валдае" призвал к глобальному переосмыслению - от климата до интернета

Алексей Дружинин/ пресс-служба президента РФ/ ТАСС
Президент призвал отказаться от чрезмерного потребления ради экологии, договориться о мерах доверия между странами в киберпространстве, "вдохнуть жизнь" в многостороннюю дипломатию

НОВО-ОГАРЕВО, 22 октября. /ТАСС/. Пандемия заставляет думать, что мир находится не просто на пороге кардинальных перемен, но "тектонических сдвигов": Соединенные Штаты уже вряд ли могут претендовать на исключительное положение, а к статусу сверхдержав двигаются Китай и Германия. Об этом заявил в четверг президент России Владимир Путин на заседании дискуссионного клуба "Валдай".

Сама Россия, подчеркнул он, не собирается "затухать" и еще может "простудиться на похоронах" тех, кто предрекает ей постепенный упадок.

В своей речи глава государства призвал использовать пандемию как отправную точку, чтобы переосмыслить происходящее в мире: отказаться от чрезмерного потребления ради экологии, договориться о мерах доверия между странами в киберпространстве, "вдохнуть жизнь" в многостороннюю дипломатию.

ТАСС собрал ключевые тезисы выступления Путина.

О пандемии

"Нам еще предстоит глубоко осмыслить, как эпидемия повлияла и повлияет на настоящее и будущее человечества".

"В России с самого начала эпидемии во главу угла мы поставили главную ценность - жизнь и безопасность людей. И это был осознанный выбор, продиктованный культурой, духовными традициями нашего народа, его сложнейшей, порой драматичной историей. Вы знаете, если вспомнить, какие колоссальные демографические потери мы понесли в XX веке - у нас и другого пути-то не было, кроме как биться, сражаться за каждого человека, за будущее каждой российской семьи".

"Я в очередной раз в самые тяжелые моменты развития пандемии испытал и, честно скажу, испытываю чувства гордости за Россию, за наших граждан, за их готовность сделать друг для друга все возможное".

О роли государства

"Борьба с угрозой коронавируса показала, что эффективно действовать в кризисной ситуации может только дееспособное государство". Когда-нибудь, возможно, его сменят другие формы организации общества, но сегодня роль и значение государства важны".

"Мы всегда считали сильное государство базовым условием развития России <...> Конечно, стоит вопрос: что такое сильное государство? В чем его сила? Разумеется, не в тотальном контроле или жесткости правоохранительных органов. Не в вытеснении частной инициативы или ущемлении гражданской активности. Даже не в мощи вооруженных сил и оборонного потенциала <...> Сила государства, прежде всего, в доверии к нему со стороны граждан".

О мировом порядке

Мировой порядок меняется: "США, которые в какой-то момент абсолютно доминировали, уже вряд ли могут претендовать на исключительность". "Да и вообще, нужна ли эта исключительность самим Соединенным Штатам?"

"По своему экономическому весу и политическому влиянию активно идет к позиции супердержавы Китай. По этому же направлению движется и Германия". При этом роль Великобритании и Франции заметно трансформировалась.

Однако Россию не стоит сбрасывать со счетов. "Хочу сказать тем, кто еще ждет постепенного затухания России: нас в этом случае беспокоит только одно - как бы не простудиться на ваших похоронах".

Несмотря на перемены в расстановке сил в мире, существующие международные структуры не стоит полностью перестраивать, а то и вовсе отбрасывать: следует сохранить и Организацию Объединенных Наций, и Совбез ООН, и право вето его постоянных членов. "Но сама идея коррекции институционального устройства мировой политики кажется мне как минимум достойной обсуждения".

О необходимых действиях

"Пандемия коронавируса, переживаемая в этом году, может послужить своеобразной точкой отсчета для <...> трансформации. А переоценка понадобится все равно, поверьте мне, рано или поздно. Мы все осознаем ее необходимость. Поэтому <...> лучше, если этот процесс начнется уже сейчас".

Важная задача - "отказ от неумеренного, ничем не ограниченного сверхпотребления в пользу рачительной и разумной достаточности". "Здесь уже накопилось критическое напряжение. Мы это видим по изменению климата. Эта проблема требует реальных действий и гораздо большего внимания, она уже давно перестала быть сферой отвлеченных научных интересов и затрагивает практически каждого жителя Земли. <...> Не хотим же мы, чтобы климат на Земле приблизился к условиям Венеры с ее безжизненной, выжженной поверхностью".

Необходимо добиваться, чтобы киберпространство и соответствующая инфраструктура "действовали бесперебойно и безопасно", они могут стать площадкой для апробирования мер доверия между странами, как "в свое время контроль над вооружениями проложил путь к повышению доверия в мире в целом". Россия готова обсуждать сотрудничество в этой сфере: "Мы понимаем, что из-за предвыборной кампании политикам в США не до этого. Если США не захотят включиться в эту работу, что было бы прискорбно, мы готовы вести ее со всеми заинтересованными партнерами".