САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 мая. /ИТАР-ТАСС /. Роскосмос примет жесткие кадровые решения в отношении ответственных за аварию ракеты-носителя "Протон-М", произошедшую 16 мая, если эти люди действительно проявили преступную халатность. Об этом 24 мая корр. ИТАР-ТАСС сообщил руководитель Федерального космического агентства Олег Остапенко на Петербургском международном экономическом форуме.
"Кадровый вопрос - это не самоцель. Если человек действительно проявил преступную халатность, то кадровые решения, конечно, последуют. Если же этого нет, то будем смотреть, потому что надо это детально изучить. Сломать судьбу человека ума много не надо, но если он виновен, то, конечно, будет нести ответственность", - сказал глава Роскосмоса.
Отвечая на вопрос, в отношении кого конкретно могут быть приняты кадровые решения, он уточнил, что сейчас нельзя делать выводы относительно персоналий, пока не будут получены окончательные результаты работы межведомственной комиссии (МВК) по анализу причин нештатной ситуации с "Протоном-М".
"Когда эти результаты у нас будут, то можно будет просчитать цепочку, откуда и каким образом могла возникнуть эта ситуация, и тогда принимать решения и технического, и технологического, и индивидуального характера", - отметил Остапенко.
Глава Роскосмоса подчеркнул, что ведомство будет принимать все меры для того, чтобы такие нештатные ситуации больше не повторялись.
Ранее Остапенко сообщил ИТАР-ТАСС, что к концу первой декады июня МВК должна подготовить итоговый акт о причинах аварии.
Две основные версии аварии "Протон-М"
Межведомственная комиссия (МВК) по анализу причин нештатной ситуации с ракетой-носителем "Протон-М", произошедшей 16 мая, рассматривает две основных версии аварии, обе связаны с рулевым двигателем третьей ступени ракеты. Об этом 24 мая корр. ИТАР-ТАСС сообщил глава Роскосмоса Олег Остапенко на Петербургском международном экономическом форуме.
"Пока рассматриваются две основные версии. Одна из них - возможное разрушение подшипника турбонасосного агрегата. Вторая - не исключено, что было физическое нарушение шва трубопровода к газогенератору", - сказал он.
Какой из этих вариантов в итоге окажется верным, покажет дальнейший глубокий анализ, добавил руководитель Федерального космического агентства.
Также Олег Остапенко не исключает, что в двигатель ракеты-носителя "Протон-М", с которой 16 мая произошла авария, мог попасть обломок космического мусора, однако считает эту версию маловероятной.
"Конечно, можно рассматривать любые фантастические версии, и отвергать ничего нельзя, но насколько велика вероятность попадания космического мусора в двигательную установку - это вопрос", - сказал Остапенко.
Остапенко также отметил, что председатель МВК Александр Данилюк ежедневно докладывает ему о работе комиссии.
"Телеметрию мы не скрываем"
Роскосмос предоставил Воронежскому механическому заводу (ВМЗ, предприятие-изготовитель двигателей для ракет-носителей "Протон-М") данные телеметрии аварии, произошедшей 16 мая с ракетой "Протон-М".
"Телеметрию мы не скрываем, тем более, что Воронежский завод проводит собственное разбирательство. Но мне докладывает межведомственная комиссия (по анализу причин нештатной ситуации с ракетой), и я слушаю не директора ВМЗ, а руководителя этой комиссии", - сказал глава Роскосмоса.
С директором ВМЗ глава Роскосмоса будет вести разговор об организации дальнейшей работы по результатам работы межведомственной комиссии. "Поэтому если для директора завода нужны какие-то материалы для его личной работы, я стараюсь это не скрывать, потому что чем больше мы поднимем пласт проблем, тем будет лучше в дальнейшем", - отметил Остапенко.
Отвечая на вопрос о том, к каким предварительным выводам пришла собственная комиссия на ВМЗ, руководитель космического агентства сообщил, что пока не разговаривал с директором завода о внутренних разбирательствах на предприятии.
Отказавший рулевой двигатель разработан воронежским Конструкторским бюро химавтоматики и изготовлен Воронежским механическим заводом. Ранее сообщалось, что на ВМЗ создана своя экспертная комиссия, которая изучает все обстоятельства нештатной работы двигателя.
Авария "Протон-М"
Стартовавший 16 мая с Байконура "Протон-М" с космическим аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р" на борту сгорел в плотных слоях атмосферы. Головная часть в составе разгонного блока "Бриз-М" и космического аппарата "Экспресс-АМ4Р" не успела отделиться от ракеты, и спутник не был выведен на орбиту. Предварительная причина аварии - отказ рулевого двигателя 3-й ступени.