8 марта 2014 года в районе Южно-Китайского моря пропал пассажирский самолет Boeing 777 компании Malaysia Airlines. Лайнер выполнял рейс MH370 по маршруту Куала-Лумпур - Пекин. Через два часа после вылета связь с самолетом, на борту которого находились 239 человек, прервалась, и он исчез с экранов радаров.
В дальнейшем электронные датчики зафиксировали, что авиалайнер изменил маршрут и сделал резкий поворот в сторону Индийского океана.
Международные поисковые операции долгое время не приносили результатов. Однако в начале марта этого года СМИ сообщили об обнаружении у берегов Мозамбика обломка хвоста авиалайнера, который может принадлежать пропавшему Boeing. Властям Мозамбика обломок передал американский турист Блейн Гибсон, адвокат по профессии, который ведет собственное расследование трагедии малайзийского самолета.
В поисковой операции участвовали восемь стран - Австралия, Новая Зеландия, Китай, Малайзия, Япония, Южная Корея, США и Великобритания. 28 апреля премьер-министр Австралии Тони Абботт сообщил, что главный акцент будет сделан на подводных поисках. К концу мая подводный робот Bluefin-21 исследовал 850 кв. км дна океана в районе, где были зафиксированы предполагаемые сигналы "черных ящиков", но следов авиалайнера не обнаружил.
Вскоре фокус поисковой операции переместился юго-восточнее обследованного района, в новый сектор в 1 800 км от австралийского побережья, 8 октября - сдвинулся южнее. Общая площадь поисковых секторов составила свыше 7,7 млн кв. км.
На протяжении 2014 года неоднократно сообщалось об обнаружении возможных обломков самолета, однако связь найденных предметов с рейсом MH370 не подтверждалась.
29 января 2015 года власти Малайзии официально признали пассажиров и экипаж рейса погибшими.
Исчезновение лайнера стало самой крупной авиационной загадкой с начала XXI века. Версии произошедшего с малайзийским самолетом - в специальном материале ТАСС.
Угон и теракт
Версия об угоне была высказана в числе первых - в СМИ сразу после исчезновения самолета 8 марта активно обсуждалась вероятность угона лайнера с последующей посадкой на отдаленном острове.
Исследователи-энтузиасты насчитали на территории, окружающей зону исчезновения самолета, более 600 взлетно-посадочных полос, способных принять лайнер такого класса. Среди стран, где самолет мог совершить посадку, называли Афганистан, Пакистан, Индию, Северную Корею и Казахстан.
Группировка "Исламское государство", ранее носившая название "Исламское государство Ирака и Леванта", была создана в 2006 году в результате слияния 11 радикальных суннитских формирований во главе с подразделением "Аль-Каиды" в Ираке. Костяк ИГ формируют боевики, сражавшиеся с американскими войсками в период их пребывания в Ираке и с силами правительства Башара Асада в Сирии. К концу августа 2014 года, по оценкам ЦРУ, численность иностранных наемников достигла 31,5 тыс. человек.
ИГ признана террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также в России.
В ходе расследования выяснилось, что двое пассажиров - граждане Ирана Сейед Мохаммед Реза Делавар и Пурия Нур Мухаммад Мердад - при регистрации использовали украденные паспорта итальянца Луиджи Маральди и австрийца Кристиана Козеля. Однако Интерпол не подтвердил связи иранцев с какими-либо преступными группировками.
Высказывались предположение, что угон могли организовать боевики террористической группы "Исламское государство".
В конце марта 2014 года бывший диспетчер Королевских военно-воздушных сил Великобритании Шон Маффет предположил в интервью телерадиокомпании BBC, что неизвестные, угнавшие самолет, убили пассажиров на борту с помощью намеренной разгерметизации салона.
Эксперты Федерального бюро расследований и Центрального разведывательного управления США не исключили возможности теракта на борту лайнера, но подтверждения данной версии на данный момент не обнаружено.
Самоубийство пилотов
Новозеландцы Эван Уилсон и Джеф Тэйлор опубликовали в июле 2014 года книгу "Спокойной ночи, рейс 370. Правда о пропавшем рейсе" (Goodnight Malaysian 370: The Truth Behind the Loss of Flight). Авторы предположили, что пилоты самолета совершили самоубийство.
"Умышленные действия пилотов являются наиболее правдоподобным объяснением случившегося", - написала газета New Straits Times в марте 2015 года, год спустя после таинственного исчезновения самолета.
Вместе с тем издание отмечает, что следователи не располагают достаточными доказательствами причастности командира экипажа 53-летнего Захари Ахмада Шаха и второго пилота Фарика Абдул Хамида к исчезновению пассажирского лайнера. "Главное, не удается установить возможный мотив для совершения подобного", - подчеркивается в статье. Источники в следственной группе утверждают, что проведенные психологические исследования экипажа пропавшего самолета, особенно пилотов, не выявили у них суицидальных наклонностей.
Техническая неисправность и пожар
Эксперты, не задействованные в официальном расследовании, в числе предварительных версий исчезновения самолета озвучивали в СМИ выход из строя техники.
По мнению британского авиационного эксперта Джеймса Хили-Пратта, озвученном в британской газете Daily Mail 28 марта, cамолет мог упасть из-за внезапного пожара на борту. Огонь мог возникнуть при взлете из-за заклинившего шасси, и вскоре распространиться на весь самолет, отключив электронное оборудование.
Самолет был сбит
О том, что самолет мог быть сбит, заявлял американский политический обозреватель Раш Лимбо.
Эту же версию поддержал англо-американский писатель Найджел Коуторн, который предположил в своей книге "Тайна рейса MH370" (Flight MH370: The Mystery), что самолет был случайно сбит во время тайных совместных американо-таиландских военных учений, а поисковая операция была намеренно пущена по ложному следу.
22 декабря 2014 года такую же версию озвучил бывший руководитель французской авиакомпании Proteus Airlines Марк Дуген. По его мнению, самолет был сбит, так как слишком близко приблизился к военной базе США на атолле Диего-Гарсия в Индийском океане.
Хакерская атака
16 марта 2014 года в интервью британской газете The Sunday Express бывший научный советник правительства Великобритании Салли Лэйвисли заявила, что самолет мог потерпеть катастрофу из-за действий хакеров, захвативших лайнер через уязвимость в компьютерной системе управления.
Отравленная еда, метеорит и инопланетяне
21 марта 2014 года в статье о возможных причинах катастрофы лайнера американский телеканал CNN упомянул малореальную версию - попадание метеорита, уничтожившего самолет. Вероятность такого события крайне мала.
3 апреля 2014 года информационное агентство Fairfax Media распространило информацию о том, что полиция расследовала версию, согласно которой пилоты и пассажиры могли потерять сознание из-за отравленной пищи.
На опросе, проведенном в начале мая на сайте телеканала CNN, 9% респондентов высказали предположение, что самолет похитили инопланетяне.