Все новости

Трагедия личных обстоятельств: авиакатастрофы, которые были спровоцированы пилотами

© ТАСС/EPA/GUILLAUME HORCAJUELO
24 марта 2015 года в Альпах разбился А320. Виновником катастрофы, унесшей жизни 150 человек, считают пилота Андреаса Лубица

24 марта самолет A320 авиакомпании Germanwings, летевший маршрутом Барселона-Дюссельдорф, разбился во французских Альпах. Катастрофа произошла в районе горного массива Труа-Эвеше в департаменте Альпы Верхнего Прованса, близ местечка Динь-ле-Бен.

Андреас Лубиц AP Photo/Courtesy of Pam Parker
Описание
Андреас Лубиц
© AP Photo/Courtesy of Pam Parker

На борту лайнера находились 150 человек: 144 пассажира и шесть членов экипажа.

Предполагаемым виновником крушения стал второй пилот Андреас Лубиц. Он запер кабину, чтобы не пустить обратно вышедшего командира экипажа, и начал снижение, после чего авиалайнер врезался в гору.

По данным СМИ, 28-летний Лубиц полтора года лечился у психиатра и имел проблемы в личной жизни. 

Катастрофы, вызванные умышленными действиями пилотов, - в специальном материале ТАСС.

Катастрофа над Атлантикой

Крушение у Суматры

Авария в небе над Намибией

Таран дома в Техасе

Катастрофа над Атлантикой

31 октября 1999 года разбился Boeing 767 авиакомпании EgyptAir, следовавший рейсом 990 Лос-Анджелес - Каир. Самолет прибыл в Лос-Анджелес, взял на борт пассажиров, затем совершил посадку в Нью-Йорке, которая стала для него последней. Спустя полчаса после взлета он рухнул в воды Атлантики примерно в 100 км к югу от острова Нантакет, у побережья штата Массачусетс. Катастрофа унесла жизни 217 человек.

Расследование катастрофы шло по линии ведомств Египта и США. По заключению американской комиссии, виновником крушения лайнера стал один из его пилотов 59-летний Гамиль аль-Батути. На 30-й минуте полета он остался к кабине один. На записи из "черного ящика" слышно, как за командиром экипажа закрылась дверь. Затем аль-Батути произнес на арабском языке: "Я вверяю себя Аллаху". После этого был отключен автопилот, в кабине сработала сигнализация. На записи слышно, как в кабину вернулся капитан, он спросил на арабском: "Что происходит?". Примерно в это же время остановились оба двигателя Boeing.

Пилот Гамиль аль-Батути с женой Умаиной AP Photo/Alexander Polegenko
Описание
Пилот Гамиль аль-Батути с женой Умаиной
© AP Photo/Alexander Polegenko

Египетские эксперты высказали предположение, что аль-Батути мог произнести слова молитвы, столкнувшись с какой-либо неожиданно возникшей технической проблемой на авиалайнере, которая и вынудила его отключить автопилот. А фразу "я вверяю себя Аллаху" мусульмане могут произносить неоднократно в течение дня. Однако, по словам председателя Национального совета по безопасности на транспорте Джеймса Холла, в данных "черных ящиков", в радиолокационных данных и результатах анализа поднятых обломков самолета ничто не указывает на то, что катастрофа самолета могла быть связана с причинами технического характера. 

Одна из египетских газет сообщила, что аль-Батути, отец пятерых детей, находился в состоянии депрессии в последние несколько недель перед полетом. Возможно, это было связано с тем, что в марте следующего года он должен был уйти на пенсию, и рейс 990 был последним в его карьере. По данным газеты, его могли тревожить и проблемы со здоровьем 10-летней дочери, которая периодически проходила курсы лечения в США. Американская телекомпания CBS взяла интервью у одного из пилотов EgyptAir Медхата аль-Кадаха, который сообщил, что аль-Батути оставил ему небольшую сумму денег с просьбой передать семье, если с ним что-то случится.

Крушение у Суматры

19 декабря 1997 года самолет сингапурской компании SilkAir упал с высоты свыше 10 тыс. метров в устье реки Муси у побережья индонезийского острова Суматра. Лайнер следовал по маршруту Тангеранг - Сингапур и разбился через три часа после вылета. Погибли все находившиеся на борту 104 пассажира и члены экипажа.

Новейший сингапурский лайнер разбился в условиях хорошей погоды, с ним поддерживалась нормальная радиосвязь, однако экипаж не передал по радио сигнал бедствия. Установкой причин катастрофы занимались федеральные власти США. 

Виновником трагедии признали 41-летнего сингапурского пилота Цу Вай Минг, который задумал самоубийство. Сообщалось, что за несколько месяцев до катастрофы он высказывал недовольство по поводу его понижения в должности. 

Авария в небе над Намибией

30 ноября 2013 года самолет Mozambique Airlines, на борту которого находились 28 пассажиров и шестеро членов экипажа, пропал в небе над Намибией. Самолет TM-470 летел из столицы Мозамбика Мапуту в столицу Анголы Луанду. Самолет не прибыл в аэропорт назначения в запланированное время, а с его экипажем была утеряна связь. Авиационные власти более десяти часов пытались связаться с пропавшим бортом. Позже обнаружилось, что самолет разбился в Намибии, от него остались только обгоревшие обломки. Катастрофа унесла жизни более 30 человек.

Предварительной причиной ЧП считалась неблагоприятная для посадки погода - тропические ливни. Однако, по заключению специалистов Национального управления гражданской авиации Мозамбика, крушение стало прямым следствием намеренных действий капитана, который спровоцировал катастрофу. Вывод был сделан на основе изучения речевых самописцев воздушного судна. Они свидетельствовали, что капитан Эрминиу душ Сантуш игнорировал сигналы тревоги и закрылся в кабине, не реагируя на просьбы остальных членов экипажа дать им войти. Причины его действий неизвестны.

Это наиболее серьезная авария в истории гражданской авиации Мозамбика с момента крушения самолета первого президента страны Машела Самора в 1986 году в ЮАР. Тогда в катастрофе погибли 34 человека, включая главу государства. 

Таран дома в Техасе

19 февраля 2010 года житель американского штата Техас 53-летний Джозеф Стэк направил свой легкомоторный самолет в офисное семиэтажное здание города Остин. В результате происшествия погибли двое. Незадолго до этого Стэк поджег свой дом.

Джозеф Стэк AP Photo/Courtesy of Pam Parker
Описание
Джозеф Стэк
© AP Photo/Courtesy of Pam Parker

По данным властей, он совершил самоубийство из-за финансовых и личных проблем. За несколько часов до инцидента он разместил в интернете шестистраничное письмо, в котором выступил с обвинениями в адрес Службы внутренних доходов Техаса, чье представительство как раз располагалось на одном из этажей здания, в которое был направлен самолет. "Если вы читаете это письмо, то значит, что вы хотите понять причину случившегося, - писал Стэк. - Причина - сложна, и проблемы мои продолжаются уже очень долго". По его словам, писать это письмо он начал еще несколько месяцев назад. У Джозефа были претензии к системе здравоохранения, страховым компаниям, политике экс-президента США Джорджа Буша, банковским учреждениям. 

"Кто-то решил, что люди перестали умирать ради свободы, но это не так. Они умирали и будут умирать ради такой цели. И я знаю, что если не принесу в жертву себя, то значит не попытаюсь хоть что-то изменить", - пишет он. Послание заканчивалось словами: "Что ж, господа из Службы внутренних доходов, примите меня в жертву и спите спокойно". 

Президент США Барак Обама был проинформирован о случившемся. В Вашингтоне сочли, что ЧП не является терактом. Вместе с тем ведущий телекомпании CNN отметил: "Многие люди в нашей стране сейчас поражены тем, что всего 8 лет спустя после трагедии 11 сентября оказалось так просто и легко взять самолет и полететь в любую сторону без разрешения".