Год аварии на синей линии московского метро: смена руководства и судебные тяжбы
Трагедия унесла жизни 24 человек, еще более 180 были ранены
МОСКВА, 15 июля. /ТАСС/. Ровно год прошел с того дня, как 8.34 мск в перегоне московского метро между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" Арбатско-Покровской линии произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории российского метрополитена. Трагедия унесла жизни 24 человек, еще более 180 были ранены.
Катастрофа в подземке
В районе путевой стрелки у строящегося съезда к новому пути Калининской линии сошли с рельсов и разрушились три передних вагона электропоезда модели 81-740/741 "Русич".
На месте происшествия погибли 20 человек, еще четыре человека впоследствии скончались в больницах от полученных ранений.
В числе погибших были граждане РФ, Китая, Таджикистана, Киргизии, Молдавии и Украины.
Ранения разной степени тяжести получили 188 человек, из них более 150 были госпитализированы.
Последний пострадавший был выписан из больницы только 14 октября. Ущерб, причиненный ГУП "Московский метрополитен", составил 331,74 млн руб. 16 июля был объявлен в Москве днем траура по жертвам катастрофы.
Расследование трагедии
В день катастрофы Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена лицом в силу выполняемой работы, повлекшее смерть двух и более лиц), максимальное наказание по этой статье предусматривает семь лет тюрьмы.
Следствие практически сразу исключило вероятность теракта, в числе возможных причин катастрофы изначально рассматривались техногенные: неисправность вагонов, путевой стрелки, проседание полотна, резкое торможение состава из-за скачка напряжения. В тот же день в рамках расследования уголовного дела были задержаны первые подозреваемые: старший дорожный мастер службы пути ГУП "Московский метрополитен" Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов.
По данным следствия, крушение произошло из-за того, что на перегоне был ненадлежащим образом - с помощью трехмиллиметровой проволоки - зафиксирован недавно врезанный стрелочный перевод. В момент проезда состава по стрелке проволока порвалась, в результате механизм перевелся, головной вагон на скорости около 70 км/ч ударился в стену камеры съездов и резко остановился, приняв на себя удар остальных вагонов.
17 июля обыски по делу о катастрофе в метро прошли в московском офисе крупного строительно-инвестиционного холдинга "Ингеоком", проводившего работы на перегоне, где произошло ЧП.
21 июля представитель СК объявил о задержании еще двух подозреваемых. Ими стали заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП "Московский метрополитен" Алексей Трофимов и директор по производству субподрядной организации ООО "Спецтехреконструкция" Анатолий Круглов. Башкатов и Трофимов по указанию Круглова выполняли работы по устройству стрелки, Гордов осуществлял надзор за работами.
На данный момент четверо фигурантов уголовного дела находятся под арестом и пробудут там до 18 декабря.
Отставка руководства
22 июля был отправлен в отставку начальник московского метро Иван Беседин, который на момент ЧП находился в отпуске.
На его место был назначен Дмитрий Пегов, ранее отвечавший за организацию высокоскоростного пассажирского движения в компании РЖД.
Новый глава метро намеревался в ближайшее время организовать проверку всех технологических процессов, существующих на тот момент в метрополитене, чтобы "такая трагедия в дальнейшем не повторилась".
Пегов счел причиной аварии в метро преступную халатность, в результате которой нарушались технологические требования и инструкции.
Московский метрополитен при Иване Беседине. Досье
Работа над ошибками
После аварии на Арбатско-Покровской линии в метро пересмотрели все устаревшие нормативы обслуживания инфраструктуры подземки, было решено практически каждую неделю проводить так называемые технологические окна. Кроме того, была проведена переаттестация сотрудников службы пути и служб, отвечающих за состояние подвижного состава.
В рамках технологических окон за сутки, как правило в субботу, на ремонт закрываются участки линий для ремонта рельс, шпал, балластных слоев и других элементов пути, первые из них прошли в начале января текущего года на Сокольнической линии от станции "Тропарево" до "Проспекта Вернадского" и 14 февраля на центральных станциях Таганско-Краснопресненской линии "Пушкинской" и "Кузнецком мосту".
В целом, по планам руководства подземки, в течение года участки линий будут закрываться на ремонт 20 раз. По словам главы подземки Дмитрия Пегова, технологические окна специально проводят в выходные дни, чтобы они затрагивали минимальное число пассажиров. Работы закрытых участков обычно возобновляются с открытием метро, в 5.30 мск.