12 августа 2000 года атомный подводный ракетный крейсер К-141 "Курск" (проект 949А "Антей", командир - капитан первого ранга Геннадий Лячин) Северного флота ВМФ России участвовал в военно-морских учениях в Баренцевом море. На борту находился штатный экипаж, группа офицеров штаба дивизии и гражданские специалисты завода "Дагдизель" (город Каспийск, Дагестан) - в общей сложности 118 человек. Около 11 утра в районе маневров было зафиксировано два подводных взрыва. После того как лодка несколько часов не выходила на связь, были организованы поисковые мероприятия.
13 августа гидроакустическая аппаратура крейсера "Петр Великий" обнаружила на дне К-141, лежащую на глубине 108 м. Началась спасательная операция, однако подводные аппараты так и не смогли пристыковаться к затонувшей АПЛ. Проведение операции осложнял шторм в Баренцевом море, сильное подводное течение и плохая видимость. 19 августа операция стала международной - к ней присоединились норвежские суда Seaway Eagle и Normand Pioneer с британским спасательным аппаратом. 21 августа норвежские водолазы вскрыли нижний люк девятого отсека и установили, что все находившиеся на борту лодки погибли.
26 августа 2000 года командиру "Курска" Геннадию Лячину посмертно присвоено звание Героя России, 117 членов экипажа и находившихся на субмарине специалистов посмертно награждены орденами Мужества.
В октябре-ноябре 2000 года были подняты на поверхность тела 12 членов экипажа "Курска". В дальнейшем из лодки были извлечены тела 103 моряков, останки трех человек обнаружить не удалось. 15 июля 2001 года началась операция по подъему лодки. Первый отсек был отделен и оставлен на дне моря (годом позже была проведена операция по подъему его фрагментов).
8 октября 2001 года подлодка была поднята на поверхность, в апреле 2002 года - отправлена на судоремонтный завод "Нерпа" для утилизации.
Версии катастрофы
В СМИ выдвигалось большое количество различных версий происшедшего, в том числе самые фантастические. 26 июля 2002 года генеральный прокурор РФ Владимир Устинов на пресс-конференции объявил о результатах расследования причин катастрофы. Следствие установило, взрыв произошел в торпедном аппарате №4 из-за утечки перекиси водорода (компонент топлива торпеды) вследствие микротрещин в корпусе торпеды; позднее взорвались находившиеся в отсеке стеллажи с другими торпедами. Оставшиеся в живых 23 моряка отступили в 9-й отсек, где скончались спустя сутки.
После гибели "Курска" были понижены в должностях и затем ушли в отставку командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, начальник штаба флота вице-адмирал Михаил Моцак, командующий флотилией подводных лодок вице-адмирал Олег Бурцев. Всего по итогам расследования были уволены или понижены в должности 14 высокопоставленных офицеров ВМФ.
Память
15 июня 2009 года передняя оконечность ограждения рубки субмарины была установлена в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах, где стала частью мемориала "Морякам, погибшим в мирное время". Памятники и мемориальные доски в честь моряков "Курска" установлены в Северодвинске, Санкт-Петербурге, Москве, Курске, Котласе, Екатеринбурге, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Севастополе, Заозерске, Североморске, Копейске (Челябинская область) и Марганце (Днепропетровская область, Украина). Имена моряков "Курска" носят школы в Санкт-Петербурге, Волгограде, Белгороде, Липецке, Кировске (Ленинградская область) и станице Багаевской (Ростовская область).