Все новости

Дело о гибели главы Total в авиакатастрофе во Внукове

Бизнес-джет главы нефтяной корпорации разбился в ночь на 21 октября 2014 года
Владимир Мартыненко Артем Коротаев/ТАСС
Описание
Владимир Мартыненко
© Артем Коротаев/ТАСС

В ночь на 21 октября 2014 года в московском аэропорту Внуково в катастрофе бизнес-джета Dassault Falcon 50EX погибли глава французской нефтегазовой компании Total Кристоф де Маржери и три члена экипажа - граждане Франции Янн Пикан, Максим Расья и Руслана Вервель. При взлете самолет зацепил крылом выехавшую на ВПП снегоуборочную машину, перевернулся, разрушился и сгорел.

Уголовное дело

По факту крушения было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). В рамках уголовного дела 24 октября были арестованы инженер аэродромной службы Внукова Владимир Леденев, водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко и диспетчер Александр Круглов. Еще двое обвиняемых - руководитель полетов Внуковского центра управления воздушным движением Роман Дунаев и диспетчер-стажер аэропорта Светлана Кривсун - были заключены под домашний арест. 

Как произошла катастрофа

По данным расследовавшей ЧП летной комиссии, которые попали в распоряжение газеты "Коммерсантъ", водитель снегоуборщика Мартыненко был нетрезв.

Также в состоянии алкогольного опьянения находился начальник смены Леденев, который должен был следить за снегоуборщиком. Водитель потерял ориентацию в пространстве, приняв задние огни находившейся в районе ВПП "Газели" электриков за габариты другого снегоуборщика, за которым машина Мартыненко должна была следовать согласно плану работ. Выехав на место пересечения ВПП и заподозрив свою ошибку, водитель остановился, сдал назад и сделал попытку развернуться.

Начальник смены Леденев не пытался найти "потерявшийся" снегоуборщик или сообщить об инциденте диспетчеру. Диспетчер-стажер Кривсун дала пилотам Falcon разрешение на взлет, осмотрев ВПП с вышки и проверив ее по индикатору обзора летного поля. Согласно отчету, препятствие (снегоуборщик) появилось внезапно, а видеть маневры машины стажер не могла, так как они происходили в слепой для нее зоне. Экипаж взлетавшего бизнес-джета заметил пересекавшую полосу машину, но уже не мог прекратить движение.

Признание вины

10 августа 2015 года адвокат Александр Карабанов сообщил ТАСС, что его подопечный Владимир Мартыненко признает свою вину и просит о рассмотрении дела в особом порядке (такой порядок предусматривает слушания в суде без исследования доказательств, а наказание признавшему свою вину обвиняемому не может превышать двух третей от максимального срока лишения свободы, предусмотренного за совершенное преступление). Для заключения такого соглашения необходимо согласие на это всех фигурантов дела и прокурора.

Завершение расследования МАК и передача дела в суд

17 мая 2016 года комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершила комплекс работ по расследованию катастрофы. По результатам работ комиссия подготовила проект окончательного отчета, который направлен уполномоченным представителям - в бюро по расследованию авиационных происшествий Франции и в управление по безопасности Нидерландов. 

21 июня Генпрокуратура направила дело в суд. На скамье подсудимых находятся инженер аэродромной службы Внукова Владимир Леденев, водитель машины, столкнувшейся с самолетом, Владимир Мартыненко, диспетчер Александр Круглов, руководитель полетов Внуковского центра управления воздушным движением Роман Дунаев и диспетчер руления Надежда Архипова. Им инкриминируется ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц"). Статья обвинения предусматривает до семи лет лишения свободы. По результатам дополнительного расследования уголовное преследование диспетчера-стажера Кривсун ранее было прекращено за отсутствием состава преступления.

28 июля суд приступил к рассмотрению дела по существу.