Хроника катастрофы на синей ветке метро: от аварии до приговора

ИТАР-ТАСС/ МЧС России
9 ноября 2015 года четверо фигурантов громкого дела получили от 5,5 до 6 лет тюрьмы

15 июля 2014 года на синей ветке московского метро произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории российского метрополитена. Трагедия унесла жизни 24 человек, более 180 были ранены. Хроника резонансного дела - в материале ТАСС.

Как произошла катастрофа

Как шло расследование

  • ЧП произошло в 08:34 мск на перегоне московского метро между станциями синей ветки "Парк Победы" и "Славянский бульвар". С рельсов сошли три передних вагона поезда;
  • На месте происшествия погибли 20 человек, еще четверо скончались в больницах. Ранения получили 188 человек, из них более 150 были госпитализированы;
  • Ущерб, причиненный метро, составил 331,74 млн рублей.

Как шел суд

  • В день катастрофы Следственный комитет возбудил дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшем смерть двух и более лиц. Максимальное наказание по этой статье предусматривает семь лет тюрьмы;
  • Следствие практически сразу исключило вероятность теракта. В числе возможных причин катастрофы изначально рассматривались техногенные: неисправность вагонов, путевой стрелки, проседание полотна, резкое торможение состава из-за скачка напряжения;
  • В тот же день были задержаны первые подозреваемые: старший дорожный мастер Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов. По данным следствия, крушение произошло из-за того, что недавно врезанная стрелка была закреплена на перегоне проволокой. В момент проезда состава проволока порвалась, в результате механизм перевелся, головной вагон на скорости около 70 км/ч ударился в стену;
  • 17 июля обыски по делу прошли в московском офисе крупного строительно-инвестиционного холдинга "Ингеоком", проводившего работы на перегоне, где произошло ЧП;
  • 21 июля представитель СК объявил о задержании еще двух подозреваемых. Ими стали замначальника дистанции ремонта пути Алексей Трофимов и директор по производству субподрядчика "Спецтехреконструкция" Анатолий Круглов. Башкатов и Трофимов по указанию Круглова выполняли работы по устройству стрелки, Гордов осуществлял надзор за этими работами;
  • 15 декабря, по данным СМИ, сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УВД на метрополитене совместно с сотрудниками Главного следственного управления СК повторно изъяли финансовую документацию в офисе "Ингеокома";
  • 16 июня 2015 года Генпрокуратура направила дело в Дорогомиловский районный суд Москвы;
  • По словам представителя СК Владимира Маркина, версию следствия о виновности четырех фигурантов подтверждают доказательства. По версии следствия, Кругов допустил выполнение работ без документов и согласования со службами метро; Башкатов несет ответственность за некачественный ремонт стрелки; Трофимов закрепил остряк стрелки проволокой; Гордов же, зная об этом, ничего не предпринял для информирования других подразделений метрополитена и остановки поезда метро в день катастрофы;
  • Из заявления СК стало известно, что расследование ведется в отношении еще девяти человек. Обвинения были предъявлены шестерым из них: начальнику службы пути метрополитена Юрию Сильянову, его заму Валерию Малышеву, начальнику 3-й дистанции службы пути Николаю Мельникову, его заму Анатолию Казанцеву, а также проводившим обход пути монтерам 3-й дистанции Юрию Шеянову и Наталии Веденеску. Число обвиняемых достигло десяти человек;
  • Представитель СК Владимир Маркин заявил, что одной из причин катастрофы стало "сращивание" ряда лиц из числа руководителей московского метро с представителями коммерческих строительных организаций "с целью извлечения личной выгоды вопреки безопасности пассажиров";
  • 9 ноября 2015 года Маркин сообщил, что СК завершает расследование дела об аварии в московском метро в отношении Юрия Сильянова, Валерия Малышева, Николая Мельникова, Анатолия Казанцева, Юрия Шеянова и Наталии Веденеску.

Что изменилось в метро

  • 8 июля 2015 года Дорогомиловский райсуд Москвы приступил к слушаниям по делу. Находившиеся на скамье четверо подсудимых Анатолий Круглов, Алексей Трофимов, Валерий Башкатов, Юрий Гордов отказались признать вину. Сторона защиты ходатайствовала о привлечении в качестве свидетеля машиниста Сергея Осипова, который выжил в катастрофе, но в результате черепно-мозговой травмы не помнил обстоятельств крушения;
  • 9 ноября 2015 года суд признал виновными четырех подсудимых по делу об аварии в московском метро. Башкатов, Трофимов и Круглов были приговорены к 5,5 года колонии. Гордов получил 6 лет заключения. 
  • 22 июля 2014 года был отправлен в отставку начальник московского метро Иван Беседин. На момент ЧП он находился в отпуске. На его место был назначен Дмитрий Пегов, ранее отвечавший за организацию высокоскоростного пассажирского движения в компании РЖД.