7 марта 2017, 08:17,
обновлено 7 марта 2017, 11:10

КС постановил пересмотреть судьбу картины Брюллова "Христос во гробе"

Вадим Жернов/ ТАСС

При этом оспариваемые нормы признаны конституционными

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 марта. /ТАСС/. Конституционный суд (КС) РФ постановил пересмотреть судебные решения в отношении коллекционера Александра Певзнера, который лишился картины Карла Брюллова "Христос во гробе" в рамках уголовного дела о контрабанде культурных ценностей. Соответствующее постановление оглашено 7 марта в суде.

"Судебные решения в отношении гражданина А. Е. Певзнера подлежат пересмотру", - говорится в материалах суда.

При этом КС признал оспариваемые нормы конституционными, однако уточнил их правоприменение. КС постановил, что конфискация имущества, признанного вещественным доказательством при прекращении уголовного дела из-за истечения сроков давности не противоречит Конституции, однако суд обязан разъяснить подсудимому: если он согласится на прекращение дела по такому основанию, он лишится своего имущества.

"Оспоренные нормы не противоречат Конституции, но любое иное их истолкование в правоприменительной практике исключается", - говорится в материалах суда.

По мнению КС, для прекращения уголовного дела из-за истечения срока давности требуется не только отсутствие возражений на это обвиняемого, но и его согласие на прекращение права собственности на принадлежащее ему орудие преступления. Поэтому суд "должен заранее разъяснить подсудимому, что следствием прекращения дела станет изъятие его имущества, признанного вещественным доказательством". Если подсудимый возражает, дело должно быть продолжено, при этом рассмотрение продолжается в обычном порядке, который может завершиться обвинительным приговором с освобождением осужденного от наказания. 

При этом подсудимый не рискует в случае обвинительного приговора получить реальное наказание.

"У человека остается право выбора. Ему выбирать: либо соглашаться с прекращением уголовного дела и в последующем с лишением права собственности на соответствующий объект, либо добиваться своего оправдания, реабилитации, правды, состязательность процесса", - сказал журналистам после оглашения постановления судья КС Александр Бойцов.

Он подчеркнул, что "при любых обстоятельствах наказание ему не грозит". "Может быть вынесен обвинительный приговор, но от наказания он освобождается", - пояснил Бойцов.

Поводом для рассмотрения дела стала жалоба Певзнера, который пытается вернуть конфискованную у него картину. В конце 2016 года картина была оформлена как предмет коллекции Русского музея, где она долгое время находилась на ответственном хранении в запасниках.

Судебные тяжбы за картину Брюллова

В 2013 году Выборгский городской суд Ленинградской области в связи с истечением срока давности прекратил уголовное дело в отношении Певзнера, обвинявшегося в контрабанде культурных ценностей. Однако картина "Христос во гробе", признанная вещественным доказательством по делу, была у него конфискована. Картина была передана на ответственное хранение в Русский музей, который обеспечил сохранность шедевра и правильное обращение с ним.

В 2016 году Верховный суд РФ подтвердил законность конфискации картины, поскольку согласно п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются. ВС РФ также не нашел оснований считать конфискацию картины ухудшающей положение заявителя и не применил в его деле статью 401.6 УПК РФ, которая ограничивает кассационный суд годичным сроком на "поворот к худшему" при пересмотре судебных решений.

Позиция заявителя

По мнению заявителя, нормы УПК позволяют при отсутствии приговора и установления вины лица в совершении преступления незаконно конфисковывать его имущество. А неопределенность понятия "ухудшение положения лица" в УПК позволяет по-разному применять его на практике, что ведет к произвольному вмешательству в право собственности.

Произведение, написанное знаменитым художником в 40-х годах XIX века, предназначалось будущему министру двора Его императорского величества графу Владимиру Адлербергу. После революции, в 1930-х годах, потомки графа завещали полотно православному приходу в Брюсселе. Уже в наши дни его настоятель, оказавшись в бедственном финансовом положении, продал картину коллекционеру Александру Певзнеру, обладавшему двойным гражданством - России и ФРГ.

Последний решил направить картину на экспертизу в Русский музей, но при этом, как установили правоохранительные органы, при пересечении границы указал заведомо недостоверные сведения. 

Теги:
Россия