ИЖЕВСК, 4 апреля. /ТАСС/. Строительство моста через Каму и Буй в районе города Камбарки в Удмуртской Республике, которое фигурирует в деле задержанного главы республики Александра Соловьева, не раз оказывалось в центре социальных волнений и скандалов, депутаты Госсовета неоднократно рассматривали на своих заседаниях обращения жителей Камбарки и строителей, работающих на этом объекте. Об этом корреспонденту ТАСС сообщил депутат Госсовета Удмуртии Энвиль Касимов.
По версии СК, в 2014-2016 годах Александр Соловьев получил от представителей организаций, осуществляющих строительство мостовых переходов через реку Кама и реку Буй у города Камбарки в Удмуртской Республике, взятки на общую сумму 139 млн рублей, а также в виде доли участия в коммерческой организации, стоимостью 2,7 млн рублей. За это Соловьев должен был обеспечить внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, а также выделение лицензий для геологического изучения участка недр и на разведку, добычу песка.
"Мы на сессиях рассматривали коллективные обращения строителей и представителей студенческих отрядов о невыплате заработной платы. Была большая задолженность, но со студенческими отрядами быстро рассчитались, а вот со строителями ситуация оказалась затянутой. Неоднократно к нам обращались и жители города Камбарка, которые беспокоились о размере платы за проезд по мосту после ввода его в эксплуатацию", - сказал Касимов.
По словам депутатов, строительство моста через Каму в районе города Камбарки на принципах государственно-частного партнерства переросло в конфликт между жителями и властью, когда в апреле 2016 года правительство Удмуртии обнародовало максимальные тарифы на проезд по мостам - 489 рублей за проезд легкового автомобиля по двум мостам.
Цена проезда
"Жителей Камбарки волновала и волнует цена проезда через мост. За решением своих социальных вопросов они вынуждены были ездить и в Ижевск, и в Сарапул, где теперь располагаются все административные органы - ЗАГС, почта, военкомат. Для жителей маленького городка цена проезда по новому мосту несоизмерима с их доходами, мы неоднократно обсуждали и поднимали этот вопрос на своих заседаниях. Были попытки на уровне правительства Удмуртии договориться с концессионером об урегулировании финансовых вопросов, но сроки сдачи моста неоднократно откладывались, и теперь известно, что он будет запущен в эксплуатацию в июле 2017 года", - пояснил депутат Госсовета Удмуртии Владимир Бодров.
Ранее ТАСС сообщал со ссылкой на пресс-службу правительства Удмуртии, что концессионер задолжал строителям порядка 80 млн рублей. По имеющимся данным, на участке работают 110 человек, все они не получают зарплату 1-1,5 месяца. В связи с задолженностью по оплате труда все субподрядные организации остановили свои работы, есть отставание от утвержденного графика работ.
Депутаты Госсовета уточнили, что вопросы со срывами сроков ввода в эксплуатацию моста через Каму также неоднократно включались в повестку сессий, а сам проект строительства на принципах государственно-частного партнерства находится на постоянном контроле Госсовета.
Не выдержит платы
Сейчас мост работает в тестовом режиме, проезд по нему до мая 2017 года будет бесплатным, уточнили в администрации муниципального образования "Камбарское". Наряду с новым путепроводом функционирует и паромная переправа, но цена ее составляет около 300 рублей.
Глава администрации МО "Камбарское" Марат Сулейманов рассказал, что многие жители Камбарки полагают, что для них проезд по мосту должен быть бесплатным. "Введение льгот для тех, кто постоянно пользуется мостовым переходом, сейчас обсуждается на уровне правительства республики Удмуртии, до мая 2017 года жители нашего муниципального образования пользуются переходом через Каму бесплатно. А волнения и социальные возмущения среди жителей, конечно, были, но нужно понимать, что это деньги частного инвестора, и он как человек, вложивший свои деньги, хочет их вернуть", - считает глава администрации Камбарки Марат Сулейманов.
Жители Комбарки собрали 500 подписей под обращением к Владимиру Путину за введение для них льготного проезда по мосту через Каму. Для 11-тысячного населения маленького города поездки на другой берег в Сарапул - вынужденная ежедневная мера: кто-то работает, кто-то учится или вынужден посещать больницы, военкомат, почту.
20 марта этого года на совещании в правительстве Удмуртии представители банка ВТБ сообщили, сейчас разрабатывают программу лояльности для местных жителей, однако стоимость льготного проезда так не раскрыли.
Сроки не сорваны
Как сообщала "Российская газета", в октябре 2013 года было заключено концессионное соглашение между правительством региона, ООО "Региональная инвестиционная компания" (РИК) и банком ВТБ о строительстве мостов и подходов к ним. Общая стоимость проекта тогда составляла 14 млрд рублей, из которых 1,3 млрд - средства регионального бюджета, 2,5 млрд выделил Инвестиционный фонд РФ, еще 5 млрд рублей - банк ВТБ на 15 лет. Остальные средства должен был привлечь концессионер, планировалось, что проезд одной машины по мосту будет стоить порядка 200 рублей, а окупаемость проекта составит 26 лет.
По словам премьера-министра республики, сроки строительства не сорваны, но планы досрочной сдачи объекта провалились. Мост должен быть сдан к июню 2017 года. "Причем до момента, пока дорожники не установят пункты взимания оплаты, проезд будет бесплатным", - уточнил Савельев. Он отметил, что ситуация с долгами по зарплате будет подробно рассмотрена на совещании в Ижевске, которое пройдет в ближайшее время.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении главы Удмуртии Александра Соловьева о получении взяток на 140 млн рублей. Как сообщила ТАСС официальный представитель СК РФ Светлана Петренко, в главном управлении по расследованию особо важных дел СК РФ возбуждено дело в связи с совершением им двух особо тяжких преступлений, предусмотренных ч. 6 ст. 290 УК РФ ("Получение взятки должностным лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, в особо крупном размере").