Все новости

Что случилось с аргентинской подлодкой San Juan

Субмарина с 44 членами экипажа перестала выходить на связь 15 ноября, а о гибели ее экипажа стало известно 5 декабря. О том, как проходила поисковая операция — в материале ТАСС
Флаг Аргентины с изображением подводной лодки на заборе военной базы Мар-дель-Плата AP Photo/Vicente Robles
Описание
Флаг Аргентины с изображением подводной лодки на заборе военной базы Мар-дель-Плата
© AP Photo/Vicente Robles

Подводная лодка ВМС Аргентины San Juan исчезла по пути с базы Ушуайя, располагающейся к юго-западу от Магелланова пролива, в порт приписки Мар-дель-Плата. Последний контакт с судном был установлен в районе залива Сан-Хорхе, между Рио-Гальегосом и Пуэрто-Десеадо — в 431 км от побережья. Спустя три часа на данном участке был зафиксирован взрыв.

Что это за подлодка?

?

S42 San Juan — дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) Военно-морских сил Аргентины. Построена по немецкому проекту TR-1700 на верфи Thyssen Nordseewerke в Эмдене (Германия). Субмарины этого проекта были заказаны у ФРГ в рамках разработанного в 1970-х годах плана обновления аргентинского флота — они предназначались для замены устаревших субмарин времен Второй мировой войны.

Всего было заказано шесть подлодок, из которых четыре планировалось построить на аргентинских верфях. Из-за финансовых проблем ВМС получили только две лодки немецкой постройки (первая — S41 Santa Cruz — сдана в 1984 году). Еще две лодки были заложены на аргентинской верфи в 1980 году и до сих пор находятся там недостроенными. Аргентина осталась единственным заказчиком субмарин этого типа.

Подводная скорость S42 San Juan — 25 узлов (46 км/ч), надводная — до 15 узлов (28 км/ч). Автономность плавания — 30 суток, а на борту ее находилось 44 человека. В задачи подлодки входило патрулирование исключительной экономической зоны Аргентины близ города Пуэрто-Мадрин.

Что было известно в первые дни после исчезновения cубмарины?

?

Как заявил представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби 17 ноября, "спустя определенный период времени отсутствия контакта подводной лодки с ее командованием" начался поиск San Juan на воде и с воздуха. Изначально в качестве основной причины отсутствия контакта с подлодкой рассматривались "серьезные проблемы со средствами связи", которые могли быть вызваны неполадками в системе электроснабжения.

В четверг, 23 ноября, ВМС Аргентины получили данные о "гидроакустической аномалии" в 30 милях к северу от последнего известного местоположения субмарины. Эта точка совпадает с маршрутом, по которому подлодка должна была двигаться на базу в городе Мар-дель-Плата. В тот же день аргентинским ВМС стало известно "об аномальном, единичном, коротком, мощном, неядерном явлении, которое соответствует взрыву". К этому месту были направлены поисковые и спасательные суда.

Что могло стать причиной взрыва?

?

Неизвестно. Одна из версий — взрыв аккумуляторных батарей. В день исчезновения подлодки командир доложил о нештатной ситуации в системе электроснабжения. Однако, по данным ВМС Аргентины, проблема была связана с попаданием воды на аккумуляторы, а не неполадками в них. "На месте соединения аккумуляторов было то, что называется "дым без огня", — заверили в командовании.

Изначально предполагалось, что причина трагедии — взрыв в торпедном отсеке, но на борту подлодки боезапас не находился. "Учитывая, что нам сообщили о взрыве и что на борту не было боевых торпед, можно сделать вывод, что взрыв был вызван высокой концентрацией водорода, — сообщил Бальби. — Но мы не знаем, что к ней привело".

Проведенная Министерством обороны Аргентины проверка выявила, что ВМС республики не выполнили установленные правила при закупке аккумуляторов для San Juan.

По данным аргентинских СМИ, в последнем сообщении с подлодки говорилось, что "поступление морской воды через систему вентиляции в аккумуляторную яму №3 спровоцировало короткое замыкание и возникновение пожара".

Как проходила поисковая операция?

?

Уже 19 ноября ВМС страны получили первые сигналы о попытках установить связь, которые мог предпринять экипаж пропавшей подлодки. Эти сигналы не помогли определить местоположение подлодки. "Их анализируют, но они были очень прерывистые и слабые, так что нельзя провести необходимую триангуляцию, чтобы определить точную точку, откуда исходили эти звонки", — сказал командир одной из частей ВМС Габриель Галеасси 20 ноября. В тот же день стало известно, что сигналы исходили не от S42 San Juan.

21 ноября самолет ВМС США заметил белые сигнальные ракеты в зоне поиска San Juan. При этом у экипажа субмарины должны были быть ракеты другого цвета. Тем временем британское судно заметило оранжевые и белые сигнальные ракеты в зоне поиска.

Как заявил Энрике Бальби 22 ноября, операция достигла "критической стадии" из-за возможной угрозы нехватки кислорода на борту судна по истечении семи дней. 24 ноября стало известно, что ВМС Аргентины неофициально уведомили отца одного из моряков с San Juan о том, что ее экипаж погиб. А крупная аргентинская газета Clarin сообщила, что правительство Аргентины рассматривает возможность отставки руководства ВМС.

ВМС Аргентины официально прекратили операцию 1 декабря, несмотря на просьбы родственников членов экипажа San Juan.

А 5 декабря министр обороны Оскар Агуад первым из представителей властей Аргентины публично признал, что все 44 члена экипажа погибли.

В тот же день стало известно, что авария, схожая с той, о которой сообщил капитан подлодки во время последнего выхода на связь, произошла на субмарине за месяц до ее исчезновения.

Какие страны оказывали помощь Аргентине?

?

Изначально к поискам присоединилось семь стран: Чили, Уругвай, Бразилия, Перу, США, Великобритания и Франция. Затем их число выросло до 13 благодаря Германии, Канаде, Колумбии, Испании, Норвегии и России.

Как сообщили в Министерстве обороны России, Сергей Шойгу направил для поиска субмарины специалистов 328-го экспедиционного поисково-спасательного отряда с авиатранспортабельным телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом "Пантера Плюс", а также океанографическое исследовательское судно "Янтарь" ВМФ РФ.

"Судно оборудовано двумя глубоководными аппаратами, позволяющими проводить обследования на глубине до шести тысяч метров", — сообщили в оборонном ведомстве.

Всего в поиске подлодки было задействовано более 20 судов и самолетов, а также около 4 тыс. человек.