20 ноября 2018, 09:35,
обновлено 9 января 2020, 12:55
Дело в отношении экс-главы Nissan и Renault

Экс-главе Nissan и Renault грозят тюрьма и миллионные штрафы. В чем обвиняют Карлоса Гона

Карлос Гон. AP Photo/ Christophe Ena
Карлос Гон

Дело бывшего главы Nissan и Renault и создателя крупнейшего в мире альянса Renault—Nissan—Mitsubishi Карлоса Гона длится уже больше года — его арестовали в Японии еще в ноябре 2018 года. А в январе наступившего года он громко напомнил о себе — сбежав в Ливан, где у него есть гражданство.

Напоминаем, в чем японские власти обвиняют Карлоса Гона.

Многочисленные обвинения

1

Топ-менеджера японской Nissan арестовали после внутреннего расследования, которое компания проводила несколько месяцев. Оно показало, что Карлос Гон много лет занижал данные о своей компенсации, которую получал от корпорации, чтобы уклоняться от налогов. В частности, его обвиняют в том, что за пять лет (с 2011 по 2015 год) он получил в качестве вознаграждения от Nissan около 10 млрд иен, то есть почти $89 млн, но задекларировал для уплаты налогов только половину.

Также Гона подозревают, что в 2015–2017 годах он мог скрыть еще около 4,2 млрд иен ($37 млн) дохода.

Позднее японские власти заявили о его в попытке в 2008 году избавиться от убытков на сумму 1,85 млрд иен ($16,7 млн), которые понесла компания по управлению его личными активами, переписав их на Nissan.

Четвертое обвинение связано с выплатами $32 млн дилерской компании в Омане через подконтрольный Гону "президентский фонд". Их часть, предположительно, пошла на покупку яхты, которой пользовались Гон и его семья.

Кроме того, источники в Nissan сообщали, что топ-менеджер использовал средства компании для покупки элитного жилья за рубежом. Для этого он создал венчурную компанию в Нидерландах, призванную осуществлять инвестиции за рубежом. Ее капитал в размере 6 млрд иен, то есть более $53,3 млн, полностью внесла корпорация Nissan. Но инвестициями компания так и не занялась, зато приобрела дорогостоящее жилье в Рио-де-Жанейро и Бейруте. В одном из этих домов жила сестра Гона. По данным СМИ, женщина с 2002 года получала в Nissan около $100 тыс. в год за работу на несуществующей должности советника.

В общей сложности махинации Гона нанесли Nissan ущерб на 35 млрд иен ($327 млн).

В Mitsubishi рассказали, что бывший руководитель незаконно получил €7,82 млн через зарубежное венчурное предприятие. Сейчас компании закрыли обе фирмы, связанные с делом Гона — и совместную Nissan и Mitsubishi, и общую Nissan и Renault. Как выяснили японские СМИ, у Гона в принципе было множество фиктивных фирм, через которые он и переводил себе средства Nissan.

Давление на японские власти

2

Еще Карлос Гон пытался заставить власти Японии не принимать невыгодный для него закон. Речь идет о документе, заработавшем в 2010 году после глобального экономического кризиса. Руководители компаний, получающие более 100 млн иен (чуть больше $1 млн по курсу на тот момент) в качестве ежегодного вознаграждения, были обязаны раскрывать эту информацию.

Закон в итоге все-таки приняли, а Гон, чтобы скрыть доходы, разделил их примерно на две равные части, одну из которых так и не задекларировал.

Гон просил защиты у французских властей

3

Сам бывший глава Nissan все обвинения отрицает и считает, что разговаривать со следователями — "это бессмысленная потеря времени".

Он просил французские власти защитить его. "Я продолжаю сражаться, я невиновен, это трудно. Я попросил французские власти защитить меня, чтобы сохранить мои права как гражданина, который оказался в немыслимом положении за рубежом", — заявлял он в интервью телеканалу LCI.

По его словам, в обвинениях Nissan "содержится много лжи", граничащей с "жестокостью". Он также отметил, что внутри компании есть люди, причастные к его делу, влияние которых "недостаточно в Японии", однако, по его мнению, они "действуют за пределами страны, особенно во Франции".

Побег из Японии

4

"Я не скрываюсь от правосудия, а бегу от несправедливости и политического преследования", — заявил Гон, находясь Бейруте. После своего побега из Японии в конце 2019 года он обвинил бывших коллег из Nissan в сговоре против него, а экс-главу компании Хирото Саикава назвал его организатором. По словам Гона, в этом сговоре участвуют и члены японского правительства.

Также он заявил, что японские менеджеры сознательно мешали ему укреплять альянс корпораций, а в целом Nissan потратила больше $200 млн на кампанию по очернению его репутации. Подробнее о своем деле он собирается рассказать в автобиографии, которую напишет вместе с французским журналистом Филиппом Рэем. Пока ливанские власти запретили беглецу покидать страну, а японские — настаивают на его экстрадиции.

Японская сторона почти сразу ответила на заявления Карлоса Гона критикой — назвала их "категорически лживыми", а побег непростительным поступком по законам любой страны.

Позиция Nissan

5

С самого начала компания всестороннее сотрудничала со следствием.

Когда ситуация только начинала развиваться, тогда еще гендиректор компании Хирото Саикава (ушел в отставку с 16 сентября 2019 года) заявлял, что на партнерство с французской Renault случившееся никак не должно повлиять. Впрочем, позднее он называл отношения компаний неравноправными. В японском концерне были недовольны, что Renault владеет 43,3% его акций в то время, как у Nissan только 15% бумаг французского партнера, а также хотели пересмотреть договоренность, что японскую корпорацию должен возглавлять представитель французской.

Из-за сложившейся ситуации Nissan решил изменить систему денежных выплат и премий внутри автоконцерна. Также независимая внешняя комиссия предложила несколько вариантов, как улучшить управление концерном, в том числе, включая упразднение должности президента. 

Японское правительство, в свою очередь, призывало сохранить стабильность альянса между Nissan, Renault и Mitsubishi. В итоге главы трех компаний объявили о создании совместного управленческого совета. Структура получила название "Операционный совет альянса", главной задачей которого будет совместное принятие конкретных решений и углубление трехстороннего и взаимовыгодного сотрудничества. Возглавил его глава Renault Жан-Доминик Сенар.

Мнение французской стороны

6

Президент Франции Эмманюэль Макрон говорил, что государство как один из основных акционеров компании Renault заинтересовано в ее стабильности и обеспечит защиту сотрудникам.

Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр потребовал "полной прозрачности" в расследовании дела Гона, подчеркнув, что он "пользуется презумпцией невиновности и консульской защитой". Заступался за Гона и Жан-Доминик Сенар: "Я считаю его невиновным, пока не появятся доказательства обратного".

Поначалу у французских налоговиков претензий к главе Nissan не нашлось. Но в 2019 году по запросу Renault прошло расследование свадьбы Гона в Версале, которую тот устроил за счет компании. Renault также провела внутреннюю проверку по вопросам, которые касаются одновременно вознаграждения и злоупотребления положением. В итоге совет директоров компании заявил, что "существуют крупные недостатки относительно финансовой гласности и процедур контроля расходов". Целый ряд действия бывшего главы фирмы совет расценил как "скрытые" и "достойные осуждения".

В результате аудита Renault и Nissan обнаружили растрату еще на €11 млн.

Тюрьма и миллионные штрафы

7

По самым первым оценкам агентства Kyodo, Карлосу Гону грозит до десяти лет тюрьмы и миллионные штрафы.

К началу 2019 года Гон лишился всех постов — его уволили из Nissan, также поступила и Mitsubishi. Грег Келли тоже покинул Nissan. А президентом Renault в январе 2019 стал Жан-Доминик Сенар, возглавляющий компанию по производству шин Michelin. Также в Renault отказались выплачивать Гону "золотой парашют" — выходное пособие — и пожизненную пенсию в €765 тыс. ежегодно. 

Известный и сильный менеджер

8

Карлос Гон считался одним из сильнейших и известнейших менеджеров в мировой автоиндустрии.

Бывший гендиректор компании Michelin в 1996 году перешел в убыточную тогда Renault и вывел ее в прибыль.

В 1999 году после покупки 36,8% акций возглавил японскую Nissan. За время работы получил прозвище "Убийца расходов", когда его жесткая программа сокращения расходов позволила вывести автоконцерн из кризиса.

В 2016 году Nissan купил контрольный пакет акций Mitsubishi, создав таким образом крупнейший в мире альянс производителей автомобилей.

В 2013–2016 годах Карлос Гон возглавлял совет директоров "АвтоВАЗа".