30 июля 2015, 12:55
Репортаж

Найти крокодила в мутной воде: как Москву-реку очищают от мусора

ИТАР-ТАСС/ Юрий Машков/ Архив
Технический флот "Мосводостока" ежедневно убирает из главной водной артерии столицы мусор, который приносит течение, непогода или выбрасывают отдыхающие. ТАСС узнал, что попадает в сети речников

МОСКВА, 29 июля. /ТАСС/. От Карамышевской набережной до Бесединского моста - 67 км, которые круглосуточно бороздят суда "Мосводостока". В компетенцию предприятия входит также очистка семикилометрового русла Яузы от впадения ее в Москву-реку до Электрозаводского моста и еще 4,5 км Водоотводного канала. Работают по правилу "проснулся - убери свою планету". В данном случае - главную водную артерию столицы.

Помимо привычных банок и бутылок, сорванных ветром веток и старых покрышек коммунальщики достают из реки автомобили, диваны, холодильники и даже платежные терминалы. За сутки речные дворники могут вытянуть до 13 тонн мусора. Уборка водных артерий проводится круглый год.

Тихим ходом к чистоте

"Отдать швартовы!" - командует капитан судна МС-3 Александр Федосов. От причала у гостиницы "Украина" с тихим рокотом отходит теплоход-мусоросборщик. Он сверкает свежеокрашенной зеленой палубой и желтой капитанской рубкой, над которой развевается триколор.

Посредине палубы установлен огромный контейнер для мусора - туда ковш с сеткой для стока воды сбрасывает собранные с водной глади отходы. Для крупного мусора предназначен специальный кран, способный поднимать груз весом до двух тонн. Манипулятор металлической "рукой" подхватывает бревна или остовы автомобилей. Одиночные пластиковые пакеты, бутылки и другой мелкий сор собирают специальными сачками - они в ряд вывешены по бортам. Теплоход может разгоняться до 10 км/ч, но во время работы "ползет" на 3-4 км/ч.

Если надо добраться до труднодоступных мест, например до гранитных набережных, на помощь речным дворникам приходят маневренные, юркие и скоростные катера. Правда, команде их приходится работать вручную - сачками вылавливать мелкий мусор, прибитый к камню. "Наш МС может сесть там на мель",- поясняет капитан.

"Катера используем для точечного сбора отходов, а также для разведки акватории судоходных рек", - продолжает Федосов. Судно движется вниз по течению в сторону шлюза, другой уборщик отправился в противоположную сторону. Маршруты распределяет мастер группы экипажей флота. "Все зависит от степени загрязнения водоема", - поясняет капитан.

Как поймать крокодила и красноухую черепаху

Москва-река условно поделена на шесть участков. Работа организована так, чтобы каждый из них был пройден несколько раз. Капитан аккуратно выводит судно на середину реки, и экипаж отправляется на охоту за "крокодилами". Так речники называют крупные бревна - издалека они и впрямь похожи на крокодилов, затаившихся в водорослях. Вот и первый "аллигатор"! Мусоросборщик приближается к его шершавой "спине", кран "рукой-крабом" ловко захватывает сучковатое бревно и переносит в контейнер.

Однажды при очистке столичных озер сотрудники "Мосводостока" выудили и настоящего крокодила. Оказалось, его еще маленьким привез в Москву один иностранный студент, а когда земноводное подросло до двух метров - выпустил в водоем. Как-то попала в ковш и красноухая черепаха. Ее потом отдали на воспитание экологам. Были и опасные находки - мина времен Великой Отечественной войны.

"Много мусора плавает после проливных дождей и в пассажирскую навигацию. Туристы и отдыхающие во время речных прогулок выбрасывают за борт пластиковые бутылки, бумагу, банки, пакеты", - сетует Федосов.

В рубке на видном месте еще один стратегически важный прибор - бинокль. Периодически члены команды просматривают акваторию вооруженным глазом. "Вон плывет бутылка, забираем ее", - командует капитан, подруливая к белому пластику. Матрос ловко подхватывает упаковку сачком.

Опытные речники знают все места, где скапливается мусор. "Что только не приходилось доставать! Вылавливаем целые автомобили, мотоциклы, мебель, газовые плиты, нашли как-то гитару в чехле, биотуалет, магазинные тележки", - рассказывает Федосов.

Самыми мусорными речники считают Даниловскую и Нагатинскую набережные, район Бережковского6 моста, где в Москву-реку впадает Сетунь. Также "урожайные" Савинская набережная, Большой Устьинский мост.

Судно тем временем подходит к месту, где в Москву-реку впадает Яуза. Отсюда речники тоже не возвращаются с пустыми руками. Сейчас здесь плавает гора смытых ливнем веток, листьев и бытового мусора. Капитан с помощником становятся у пульта управления гидравлическим ковшом, он опускается в реку и поддевает гору мусора. Полный ковш медленно поднимается из воды, которая выливается через специальную сетку. "Как дуршлаг", - смеется капитан.

Бутылки, ветки, водоросли, пакеты вываливают в контейнер. Все, что остается за пределами ковша, собирается вручную. Как емкость наполнится - команда возвращается на берег.

"Уборка Москвы-реки важна не только ради эстетических целей. В том числе это сильно помогает экологии города. В крупном мегаполисе часть плавающего мусора, как бы его ни убирали, все равно оказывается в реке. Его сметают с набережных, нередко бросают в воду с теплоходов. Если весной мусор смывается в реку обильными паводками, то летом такое может случиться из-за обильных осадков. Например, таких, которые сейчас отмечаются в столице", - говорит начальник флота "Мосводостока" Александр Синица.

Шаланды, полные отбросов

"Ежедневно сотрудники технического флота не только убирают мусор с водной глади, но и проводят локализацию и реагентную обработку аварийных нефтевыбросов", - рассказывает пресс-секретарь "Мосводостока" Ирина Кузнецова. Флот предприятия состоит из порядка 30 плавсредств - мусоросборщиков, нефтемусоросборщиков, катеров.

Теплоход МС-3 за сутки способен собрать более 20 кубометров отходов. "Весной "улов" достигает около 10 кубометров в сутки, летом и осенью - порядка 5 кубов", - уточняет Кузнецова.

Прямо на борту рабочие сортируют выловленный мусор. Транспортируют его до места временного накопления на шаландах, оборудованных кранами-манипуляторами. "В основном с поверхности рек собирают твердые бытовые отходы и растительные остатки, которые далее сортируются, вывозятся на полигоны и утилизируются", - поясняет Кузнецова.

Если поверхность загрязнена нефтепродуктами, за дело берутся нефтемусоросборщики. Пятно локализуют боновыми заграждениями, с поверхности воды его собирают в специальные емкости, установленные на палубе теплохода, и отвозят на утилизацию.

"Плавсредства, неукомплектованные заводским оборудованием для нефтесбора, имеют на борту распылитель с препаратом, в состав которого входят биологически активные вещества - биотерпены, они расщепляют нефтяную пленку на безвредные соединения, - рассказывает Кузнецова. - Препарат сертифицирован и не представляет опасности для флоры и фауны водоемов".

Флот также отвечает и за очистку дна. "Специалисты удаляют песчано-иловый осадок, который препятствует нормальному пропуску воды на гидротехнических сооружениях", - поясняет КУзнецова.

Стало чище

В столице более 150 больших и малых рек. Даже несмотря на то что почти 70% их русел в прошлом веке убрали под землю, общая протяженность открытых участков, включая Москву-реку, составляет 320 км. Уборка крупных рек и прудов - занятие дорогостоящее: очистка 1 га водоема в среднем стоит около 3 млн руб.

Вместе с тем, отмечают специалисты, количество мусора в Москве-реке за последние годы значительно снизилось. Если еще пять лет назад за одну навигацию судна "Мосводостока" вылавливали около 5 тыс. кубометров отходов, то за последние годы - вдвое меньше.

Но это не значит, что необходимость в речных дворниках отпадает: если бы они на несколько дней прекратили работу, поверхность Москвы-реки покрылась бы толстым слоем плавающего мусора, и судоходство стало бы невозможным.

С начала года речные дворники убрали около 2,2 млн кв. м акватории Москвы-реки и Яузы. Со дна водоемов поднято около 7,5 тыс. кубометров ила. Реки и ручьи освободились от 20,6 тыс. штук крупногабаритного мусора, очищено порядка 9,4 тыс. кв. м прибрежной полосы.

Реновация для водной артерии

Московские власти разрабатывают программу реновации почти 200 км набережных главной столичной артерии. Но в первую очередь они намерены реанимировать и привести в порядок реку. Для этого в ближайшие годы в столице планируется построить более полусотни очистных сооружений для фильтрации воды Москвы-реки.

В настоящее время в городе действуют два крупнейших очистных комплекса - Курьяновские и Люберецкие станции, обеззараживающие сточные воды, поступающие в столичные водоемы. Первая очередь новых сооружений, которую предполагается запустить в 2018 году, будет чистить уже речную воду. После того как заработают все эти комплексы, река станет полноценной частью города - здесь можно будет ловить рыбу и купаться без опаски, обещают в мэрии.

Строительство этих очистных станций входит в градостроительную концепцию развития Москвы-реки как общественного пространства. Сооружения будут выполнять свою функцию - очищать воду, а флот "Мосводостока" свою - продолжит собирать мусор, ведь дожди и человеческий фактор никто не отменит.