САНКТ-ПЕТЕРБУРГ/Корр. ИТАР-ТАСС Наталия Михальченко/. После восстановления Саяно-Шушенская ГЭС престанет загрязнять воду, вращающую ее турбины. Это станет возможным благодаря использованию подшипников из углепластика, разработанных и произведенных в ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей". Об этом в четверг, в день празднования 75-летия ЦНИИ, рассказал журналистам заместитель гендиректора предприятия Сергей Захаров.
В обычных подшипниках для снижения силы трения при вращении применяют масляную смазку, которая смешивается с водой и оставляет на ней масляные пятна. Углепластиковые подшипники "Прометея" не требуют масляной смазки. Эту роль здесь выполняет вода, та же самая, которая вращает турбины.
Технология создания углепластиковых подшипников создана 7 лет назад. За это время она была применена в рулевых и винтовых подшипниках на 18-ти кораблях и судах, в числе которых новейшее научно-экспедиционное судно "Академик Трешников", совершающее экспедиции в Антарктиду. Для Саяно-Шушенской ГЭС разработаны специальные углепластиковые подшипники второго поколения.
Восстановление станции после аварии 2009 года
На Саяно-Шушенской ГЭС завершаются восстановительные работы после техногенной аварии, случившейся в 2009 году. Введены в строй девять из десяти гидроагрегатов, обладающих улучшенными рабочими характеристиками и соответствующих всем требованиям надежности и безопасности.
Срок службы новых агрегатов увеличен до 40 лет, при этом максимальный коэффициент полезного действия каждой гидротурбины составляет 96,6%. На восстановление станции было потрачено порядка 40 млрд рублей.
Последний - второй по счету гидроагрегат, на котором произошла авария и который был поврежден больше других, - введут в строй до конца этого года.
Что произошло 17 августа 2009 года
Техногенная катастрофа произошла в машинном зале СШ ГЭС 17 августа 2009 года. В результате разрушения гидроагрегата № 2 произошел выброс воды из кратера турбины. Потоком воды был залит машинный зал, повреждено силовое, вспомогательное оборудование, обрушились строительные конструкции здания машинного зала. Все десять гидроагрегатов вышли из строя.
Нагрузка на ГЭС почти сразу упала до нуля, а постоянно прибывающая вода за короткое время затопила весь машинный зал. В результате катастрофы погибли 75 человек.