НОВОСИБИРСК, 8 августа. /ТАСС/. Филологи Новосибирского госуниверситета (НГУ) обнаружили в музее города Бийска в Алтайском крае печатную книгу со вклеенными в нее рукописными листами неизвестного переписчика - копией знаменитого сочинения великого князя и первого царя Всея Руси Ивана Грозного - "Канон Ангелу Грозному воеводе". Канон существовал исключительно в рукописной традиции и был тщательно сохраняем в среде русских старообрядцев, сообщила во вторник пресс-служба НГУ.
Рукописные листы студенты НГУ, проходившие практику в Бийском музее, нашли между страницами старинного часовника (сборника молитв), который принесла в музей 85-летняя местная жительница Мария Кузьминична: книга в темном кожаном переплете осталась от ее родителей, приехавших из Владимирской области.
"В целом этот текст, литературно индивидуальный, окрашенный чувствами самого автора, выявляет в Грозном талантливого поэта и знатока гимнографии (основная форма стихотворного творчества в древнерусской литературе - прим. ТАСС), - приводит пресс-служба слова доцента кафедры древних литератур и литературного источниковедения Гумманитарного института НГУ Валентина Мельничук.
"Канон Ангелу Грозному воеводе" в рукописях известен под авторством Парфения Уродивого. Уже в XIX веке возникло предположение, что Парфений Уродивый - псевдоним самого царя. В XX веке оно было научно обосновано академиком Дмитрием Лихачевым, издавшим сочинение в серии "Памятников литературы Древней Руси" наряду с другими стихотворными произведениями царя.
"В каноне молящийся обращается к ангелу — "Грозному воеводе Небесного Царя", который встретит его душу после смерти и поведет на суд. Канон подчеркивает страх автора перед ангелом "грозным и смертоносным". Этот канон не был известен в изданиях Московского печатного двора, а существовал исключительно в рукописной традиции и был тщательно сохраняем в среде русских старообрядцев", - добавляет Мельничук.
Исторические находки
Ученые выяснили, что часовник был напечатан в конце XVIII века (после 1790 г.) в тайной старообрядческой типографии Федора Карташова, а входящие в него две вставки являются рукописными копиями известных сочинений второй четверти XVI и первой четверти XVII веков. Оба текста представляют собой образцы гимнографии.
Второй рукописный текст - это краткий вариант "Службы иконе Софии Премудрости Божией", созданной известным российским писателем первой половины XVII в. князем Семеном Шаховским.
Работая над часовником, филологи пришли к выводу, что рукописные вставки были сделаны в книгу почти 100 лет спустя: об этом говорят и характер бумаги, и почерки переписчиков.
Иван IV Грозный – великий князь и первый царь Всея Руси (1547-1584). Присоединил к Русскому царству Казанское и Астраханское ханства, начал освоение Сибири. Для преодоления остатков феодальной раздробленности ввел опричнину.
Личность Ивана Грозного в последние недели широко обсуждается в связи с появлением трехметрового памятника царю в Москве. Как ранее сообщали СМИ, в столицу бронзовую скульптуру привезли из Владимирской области, где для памятника уже смонитровали постамент, однако, местные жители выступили против увековечивания неоднозначного исторического деятеля. Как сообщал ТАСС, в прошлом году памятник Ивану Грозному также установили в Орле, после чего житель Красноярского края Владислав Гультяев создал его "альтернативную версию" в виде окровавленного деревянного кола, который поставил в городе Канск. Кол спустя несколько дней демонтировали, и сейчас Гультяев планирует продать его на аукционе
Этот материал также опубликован в разделе "Добрости" – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом "Жить", призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.