Страница 1
Наш тест дозиметра-радиометра DO-RA - инновационного гаджета для смартфонов и компьютеров, который разработала компания ОАО «Интерсофт-Евразия», резидент кластера ядерных технологий фонда «Сколково». Данное устройство получило международное признание благодаря патентной защите не только в России, но и в США, Японии и Китае
Тревожная кнопка
Казалось, для смартфонов придуманы все мыслимые и немыслимые устройства, облегчающие жизнь человеку. Однако изобретение российского конструктора, кандидата технических наук Владимира Елина – новинка, о чем и говорят только что полученные американский, китайский и японский патенты на устройство. Елин разработал портативный гаджет для измерения уровня радиационного фона, который выводит свои показания на экран мобильного устройства.
При упоминании слова «радиация» обычно представляются люди в халатах с громоздкой аппаратурой, но устройство Владимира Елина внушительным по размеру не назовешь: прибор DO-RA (сокращенное от слов «дозиметр-радиометр») способен легко затеряться в брючном кармане. Авторам этих строк для тестирования достались два гаджета — модификация DO-RA.Uni и новейшая разработка DO-RA.Ultra с твердотельным детектором на основе кремния (Si), подключающаяся к смартфонам по беспроводному протоколу BLE (Bluetooth 4.0). По заверению конструктора Елина, эти гаджеты способны работать со всеми основными операционными системами – iOS, Android, Windows Phone. Проверим.
DO-RA.Uni – глянцевая пластиковая коробочка в половину спичечного коробка или размером с пластиковую зажигалку с выдвигающимся аудио-джеком для подключения к аудиовходу смартфона. Для его работы нужно скачать бесплатное приложение из App Store, Google Play Market или WP Market, превращающее смартфон в экран дозиметра-радиометра. Возникла загвоздка с подключением IPhone модели 4S с устаревшей версией iOS 5.1.1 – как объяснил Елин, его программы работают на всех «яблоках», однако Apple требует от разработчиков программ создавать всё новые и новые приложения для стимулирования пользователей по переходу на свежие версии мобильных операционных систем. Что ж, мы попробовали IPhone 5S и IPad Mini.
Эти гаджеты «подружились» с дозиметром-радиометром сразу. Устройство определяется как переносная гарнитура, что немного неудобно при получении звонка - приходится вынимать это устройство из смартфона. Хотя в процессе измерения можно говорить и по громкой связи смартфона.
Данные в программе на смартфон или планшет выводятся по, назовем это так, «принципу спидометра»: круглый циферблат разделен на три зоны - зеленую, оранжевую и красную. Если радиационный фон в норме, стрелка «спидометра» остается в зеленой зоне, на экране горит надпись «Норма», а сам смартфон мирно щелкает - примерно так, как на школьных уроках физики это делали счетчики Гейгера. В красной зоне на экран выводится надпись «Опасно», смартфон начинает предупредительно выть, мигая красным светом. Программа, к слову, способна работать и в демонстрационном режиме – тогда пользователя будут пугать периодическими красными надписями с воем и без дозиметра. Звуковое сопровождение можно отключать и выводить на экран точные цифры, показывающие радиационный фон — в мкЗв/ч (микрозиверты в час; нормой считается зелёная зона в пределах 0,1–0,3 мкЗв/ч).
Ко всему прочему программное обеспечение DO-RA хранит статистику замеров на соответствующем графике, а также позволяет сфотографировать «фонящий» объект с привязкой к GPS-координатам и со всеми показаниям: мощность дозы, гео координаты, число и время замера и отправлять данные на карту Google или по электронной почте в соответствующие службы. Опасность можно запротоколировать – и уже после этого спокойно убегать с чувством выполненного долга.
Страница 2
Радиоактивная рюмка
Оговоримся сразу, что за две недели с гаджетами DO-RA в Москве и области нам не удалось найти достаточно злостных нарушителей радиационного спокойствия. Мы проверяли подозрительные бордюрные камни у Никитских ворот, стройплощадки на Третьем кольце, кусты в Измайловском парке, синюю ветку метрополитена, продукты в магазине «Ашан» в Рублево, дачный участок под Дмитровом, мусорные бачки на Живописной улице – стрелка на экране ни разу не выходила за пределы зеленой зоны, а гаджет лишь мерно и мирно пощелкивал. Близ Курчатовского института, где, как известно, находятся ядерные реакторы, DO-RA выдавала свои чуть ли не самые успокоительные показания. В ходе замеров, к слову, выявилось безоговорочное преимущество новой модели DO-RA.Ultra. Мало того, что для ее подключения не нужны штырьки (она работает по BLE) – этот гаджет сделан по другой технологии и работает гораздо быстрее DO-RA. Правда, поиски загрязненных объектов в Москве не принесли результатов ни по одной из технологий. Чуть ли не единственный «улов» принесли… посиделки в пивбаре на Красной Пресне. После того как с приятелями мы замерили радиационный фон всех смартфонов по очереди (а потом и друг друга), гаджет неожиданно расшевелился на рюмке с горьким травяным ликером. При поднесении к ней DO-RA выдала ободряющие 0,25-0,3 мкЗв/ч. Хотя и этим показаниям было очень далеко до опасной красной зоны, дружеская компания внезапно оживилась.
Надо отметить, что дозиметр неплохо справился с подключением к приятельскому Samsung на базе Android – на все про все ушло не больше минуты. Однако у других коллег по тесту были и разочарования. Один из них не понял разницу между дозиметром и радиометром, другого раздражало отсутствие индикатора зарядки гаджета, а третий пожалел, что в программе не записывается маршрут измерений. При этом всем показалось, что телефоны при работе с DO-RA быстрее разряжаются, чем обычно. А еще мои друзья вспомнили советские сводки Гидрометцентра, в которых после чернобыльской аварии было принято упоминать радиационный фон, удивившись, почему это DO-RA производит замеры не в привычных советскому уху микрорентгенах в час. Конструктор Елин потом объяснил, что такая шкала более грамотна, а повышенный радиационный фон в быту можно найти, например, на борту летящего самолета.
Страница 3
От Гейгера к кремнию
Идея создания DO-RA пришла Владимиру Елину в 2011 году после написания научной статьи о радиоактивности. Проштудировав всевозможные патентные базы данных, он пришел к выводу, что портативный дозиметр и радиометр со смартфоном на тот момент никто в мире еще не совмещал. Компания Елина ОАО «Интерсофт Евразия» обратилась в «Сколково», став одним из первых резидентов ядерного кластера фонда и получив соответствующий грант на разработку. «Фонд создал удивительную атмосферу творчества и интеллектуального стимулирования людей вроде меня – а я ведь 25 лет не занимался наукой. Меня здесь, в частности, заинтересовала работа с инновациями, имеющими грантовую поддержку, уникальный налоговый режим для резидентов и помощь «Сколково» в продвижении разрабатываемых продуктов и технологий», — рассказывает Елин.
Поначалу решено было делать гаджет DO-RA.Classic в виде «нахлобучки», как называет ее сам изобретатель — то есть аккуратной накладки на торец смартфона. Однако для каждой модели телефона пришлось бы конструировать отдельный уникальный корпус, что с точки зрения производства затратно и нецелесообразно. Тогда возникла идея делать дозиметр в универсальном корпусе и подключать его к телефонам и планшетам через вход для наушников. Так и появился участник нашего обзора DO-RA.Uni и целый ряд гаджетов-прототипов, например, в виде декоративных фруктов и матрешек. Несерьезный вроде бы внешний вид последних устройств имел солидное обоснование. В 2013 году «Интерсофт-Евразия» заказала у японской Star Systems Corporation маркетинговое исследование круга потребителей гаджета и потенциальной географии его продаж. Японцы выяснили, что устройство в равной степени заинтересует тинейджеров (как любителей любой новой техники), домохозяек (для подстраховки при покупке продуктов питания), бизнесменов-путешественников, охотников-экстремалов, а также профи (например, медиков и ядерщиков). Ключевыми потенциальными рынками сбыта были названы США, Китай и Япония. Так, в Китае разработчики рассчитывают на жителей крупных промышленных центров с плохой экологической обстановкой. Интерес японцев к теме радиации силен исторически, а после аварии на атомной станции Фукусима-1 – особенно. Но есть и другие любопытные нюансы: в Японии 1 млн. девочек-тинейджеров, среди которых, как выяснилось, очень популярны российские матрешки, что и легло в основу одного из прототипов DO-RA.Dolls. «Основной группой покупателей станут обычные пользователи. Например, хочешь приобрести участок земли или дорогие отделочные материалы — купи себе такую фишку за $50», — напутствует Елин.
По оценке Star Systems, мировой рынок способен переварить от 3 млн. до 10 млн. устройств «Интерсофт-Евразии». Однако с запуском прототипа в серию было решено не спешить по нескольким причинам. Оказалось, что массовые партии счетчиков Гейгера-Мюллера (скажем, в 100 тыс. штук) не способен выпускать никто. Дело в том, объясняет Елин, что еще на этапе их производства отбраковывается треть партии, а после хранения на складе – ещё 20%. Итого в брак уходит до половины изделий. Поэтому поставщики не хотят рисковать, тем более что счетчики довольно дорогие: от $40–50 за штуку в США, Японии и Европе и до $100 в России. Наконец, у датчиков Гейгера-Мюллера имеется высокая погрешность в измерениях. В итоге эта технология была признана бесперспективной, а «Интерсофт-Евразия» обратилась в «Сколково» с заявкой на очередной грант. Предполагалось разработать «компактное, недорогое и высокоточное» устройство. Таким стал датчик на основе кремниевого сенсора — в сотню раз меньший, чем счетчик Гейгера-Мюллера. Разработка и легла в основу нового гаджета DO-RA.Ultra с кремниевым детектором, индуктивной зарядкой и энергоэффективным беспроводным протоколом передачи данных BLE.
По словам Вице-президента, исполнительного директора Кластера ядерных технологий Фонда "Сколково" Игоря Караваева, при том, что радиационные технологии чаще используются в промышленных применениях b2b, ДО-РА является ярким примером разработки высокотехнологичного продукта для самого широкого круга конечных потребителей. «В продукте ДО-РА реализованы очень интересные разработки как в области полупроводниковых датчиков, так и в программном обеспечении, а также реализован облачный сервис создания пользователями карт радиационных загрязнений. Команда разработчиков во главе с Владимиром Елиным активно пользуется всеми преимуществами, которые предлагает "Сколково" своим участникам. В настоящее время компания активно защищает интеллектуальную собственность за рубежом, оформляя патенты сразу в нескольких странах, и выходит на зарубежные рынки для коммерциализации своего продукта», – отмечает Игорь Караваев.
Елин также говорит о том, что бессмысленно выпускать на любые рынки гаджет, не защищенный законодательством. «Мы поняли это в Гонконге. Там только и ждут, что ты им объяснишь принцип действия разработок и подаришь образцы, чтобы начать работу параллельно с тобой», — отмечает конструктор. Для целей защиты своих продуктов на зарубежных рынках ОАО «Интерсофт-Евразия» через российского патентного поверенного обратилась в патентные ведомства нескольких стран. Но получение патента — долгий процесс, растянувшийся в случае с Японией и США на целых три года. Помимо американского и японского, в активе компании уже есть сертификаты от патентных ведомств России, Украины и Китая. На подходе европейский, индийский и корейский патенты. «Украсть, конечно, могут и с патентом, но без него ты буквально сам заставляешь производителей это сделать», — иронизирует Елин.
На кремниевый сенсор, разработанный в нескольких модификациях, у компании большие планы — это и составная часть для новейших модульных (то есть собирающихся по типу конструкторов) смартфонов Google Ara, а также чип для встраивания в телефоны и планшеты (по принципу датчика GPS). В этом направлении уже есть серьезные наработки. По словам Елина, ведутся переговоры с южнокорейским производителями и поставщиком микроэлектроники (название пока не разглашается) о производстве на его базе около 2 млн. модулей устройств DO-RA. При этом один только американский рынок, по оценкам Star Systems Corporation, способен потребить до 1 млн. до 3 млн. портативных дозиметров в год. По оценке Dow Jones, акции разработчика DO-RA (http://do-ra.ru) могут стоить $10 млн. еще до запуска гаджета в производство. «Мы достигли колоссальных успехов. Произвели столько изделий, программ, дизайнерских решений, что их вполне хватило бы небольшому НИИ, — подытоживает Владимир Елин. – И все благодаря «Сколково», которое я считаю настоящим прорывом в стимулировании инноваций в России. Это наш аналог Силиконовой долины. К тому же со «Сколково» просто завораживающе интересно работать».