САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 октября. /Корр. ТАСС Екатерина Калинина/. Европейская биеннале современного искусства "Манифеста", которую в этом году впервые принимает у себя Государственный Эрмитаж, "разочаровала многих отсутствием громких скандалов". Так считает генеральный директор музея Михаил Пиотровский. Об этом он сказал в пятницу во время открытого диалога с голландским архитектором Ремом Колхасом в рамках "Манифесты".
"Манифеста всех разочаровала: крупных скандалов почти нет", - сказал Пиотровский, отметив, что были маленькие, но они не стоят внимания.
Перед открытием фестиваля руководство музея опасалось, что будут инциденты в связи с демонстрацией современных произведений искусства в пространстве исторических зданий Эрмитажа.
Музей уже сталкивался со случаями, когда произведения современных авторов трактовались некоторыми представителями общественности как вызов или нарушение норм морали. В связи с этим перед открытием "Манифесты-10" в июне Михаил Пиотровский предупредил, что юристы во избежание инцидентов и разбирательств заранее проверили экспонаты биеннале на соответствие нормам российского законодательства.
Особенности "Манифесты-10"
Вспоминая об инцидентах, связанных с проведением биеннале, он отметил, что были споры, касавшиеся "музейной бюрократии", но они благополучно решились. Одним из поводов для споров, по его словам, стала инсталляция Франсиса Алиса во дворе Зимнего дворца, которая представляет собой врезавшийся в дерево автомобиль "Жигули". Здесь, по словам Пиотровского, организаторы "Манифесты" получили претензии не только от защитников искусства, но и от "зеленых", которые обвиняли их в повреждении коры дерева.
Для европейской биеннале в Эрмитаже современные деятели искусства подготовили множество номеров и инсталляций, посвященных проблемам и вызовам современности. Многие проекты ориентированы на то, чтобы эпатировать публику.
Организаторы "Манифесты" специально построили экспозицию так, чтобы возникал своеобразный диалог между современным искусством и эрмитажной коллекцией. "Манифеста - это искусство, которое заставляет думать в том числе о том, что думать надо", - отметил Пиотровский.
В целом директор музея считает проведение биеннале современного искусства в Санкт-Петербурге очень успешным. Об этом говорит и то, что количество посетителей Эрмитажа, несмотря на снижение общего числа иностранных туристов в городе, не упало, в отличие от других музеев. Пиотровский связывает это прежде всего с проведением "Манифесты".
По его данным, экспозицию в Восточном крыле Главного штаба за три месяца посетили 60 тыс. человек, а в Зимнем дворце инсталляции "Манифесты" посмотрели более 1 млн человек.
Еще одним положительным эффектом Пиотровский назвал то, что "Санкт-Петербург теперь появился на карте современного искусства", хотя раньше многие считали его самым консервативным городом Европы.