Новая страница 1
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 декабря. /Корр. ТАСС Екатерина Калинина, Юлия Андреева/. Двойное предназначение зданий Зимнего дворца и Эрмитажа как императорской резиденции и музея сделало пространство вокруг них главным местом притяжения в Санкт-Петербурге и центром общественной жизни.
В разные времена люди считали, что именно отсюда легче всего "достучаться" до власти, заявляя о своих проблемах и требованиях на митингах. Здесь же, на демонстрациях, показывали поддержку курсу действующей власти.
Кроме того, это место считалось лучшим в городе для проведения всеобщих праздников и показа самых интересных новинок.
Эрмитаж сам знает, как надо проводить праздники
Новая страница 2
Недворцовая площадь
В первые годы существования Петербурга, во времена Петра Великого, на месте нынешней Дворцовой площади находился Адмиралтейский луг, позднее возле него появился Морской рынок (там, где сейчас стоит Главный штаб). Несмотря на соседство с первыми царским зимними дворцами, луг оставался долгое время диким. Там, как утверждают краеведы, бегали зайцы, паслись коровы, часть луга засевали овсом. Но появившийся на этом месте в 1762 году новый Зимний дворец, который существует поныне, "потребовал", чтобы пространство перед ним отвечало его великолепию. На момент завершения строительства вид из окон Зимнего дворца был весьма унылым.
"Зимний дворец, построенный Елизаветой, внутренней отделкой не был еще готов в первые дни царствования Петра III; также и вся площадь перед дворцом была загромождена сплошь разными сараями и лачужками, в которых жили мастеровые и рабочие. Кроме того, здесь же лежали целые горы мусора, щебня, кирпича и так далее, так что подъехать к дворцу не было возможности. Генерал-аншеф барон Корф, исполнявший тогда должность генерал-полицмейстера в Петербурге, предложил государю, чтобы очистить эту местность от хлама, отдать всю рухлядь бедным жителям города. Императору понравилось это предложение, и он приказал немедленно объявить, что он отдает это народу. Не успело пройти несколько часов от позволения, как со всех сторон и изо всех улиц бежали и ехали целые тысячи народа, всякий спешил ломать и отвозить в дом свой постройки и опять возвращался за хламом. Площадь, по рассказам современников, представляла зрелище довольно любопытное; сам государь долго не мог оторваться от окон, смотря, как народ рвал и тащил всё; к вечеру от всего этого несметного количества хижин, лачужек, шалашей и так далее не оставалось ни бревнышка, ни одной дощечки — всё было свезено и очищено, и даже на щебень и мусор нашлись охотники", - описывал этот эпизод в своей книге "Старый Петербург" литератор XIX века, знаток истории города Михаил Пыляев.
Дворцовая площадь вскоре зажила бурной жизнью, и уже про екатерининские времена тот же Пыляев приводил в своей книге такие воспоминания: "По словам иностранцев, в дни больших собраний Эрмитажа вся Дворцовая площадь была запружена каретами и другими экипажами; толпы народа тоже многочисленными группами собирались поглядеть на прибывающих шестерней вельмож. Полиция исполняла свою обязанность при помощи палочных ударов, раздаваемых налево и направо. На лестницах от толпы слуг доступ в покои делался почти невозможным".
Современный облик Дворцовой площади оформился в первой половине XIX века, когда посреди нее была установлена Александровская колонна в честь победы императора Александра I над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, а затем появилось и здание Главного штаба с его знаменитой аркой. Эти памятники всегда придавали наилучшую атмосферу для проведения военных парадов, развода караула, церемоний выпуска курсантов военных училищ и других подобных зрелищ.
На этом фоне смотрелись и парады Красной Армии, проводившиеся с 23 февраля 1919 года; достойно выглядят и современные торжественные прохождения войск. Хотя во время парадов на Дворцовой иногда были и неожиданные явления — на 1 мая 1924 года по площади перед старинными памятниками архитектуры торжественно проехали два новеньких трактора, изготовленных на Путиловском заводе.
Новая страница 3
Разрушительные праздники
Вопрос уместности проведения на Дворцовой площади тех или иных мероприятий руководство Эрмитажа поднимает регулярно.
Сейчас на главной городской площади организуют всевозможные массовые праздники, концерты, молодежные и детские акции, смотры спецтехники, старты авто- и велопробегов, других спортивных состязаний. По мнению генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, 80% мероприятий, которые проходят на Дворцовой площади, не отвечают ее предназначению и стилю. Но его удовлетворяет хотя бы то, что теперь порядок проведения большинства из них согласовывают с Эрмитажем.
Огонь, лед и "шаловливые руки"
Пик "выяснения отношений" Эрмитажа с городской администрацией о том, что можно делать на Дворцовой, а что нет, пришелся на прошлое десятилетие. Первый раз терпение представителей Эрмитажа "лопнуло", когда во время празднования Нового года в 2001 году от запущенной петарды загорелись реставрационные леса на крыше Главного штаба, и пожар повредил фигуры на Колеснице Славы. По просьбе музея после этого был принят регламент праздничных мероприятий на Дворцовой площади, который не позволяет использовать пиротехнические средства.
Через несколько лет музею пришлось "биться" еще за один памятник на Дворцовой. В 2004 году была восстановлена историческая ограда Александровской колонны из трофейных пушек и с наконечниками прутьев решетки в виде двуглавых орлов. Вскоре эти орлы начали пропадать, и самое большое количество было утрачено, когда на площади вокруг колонны зимой сооружали временный каток. В процессе демонтажа катка в 2008 году обнаружилась пропажа 20 бронзовых декоративных деталей с ограды, потом вандалы отвинтили еще несколько фигурок.
Руководство Эрмитажа при поддержке культурной общественности добилось того, чтобы каток на Дворцовой больше не сооружали. Точку в этом вопросе поставил Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга, который удовлетворил иск петербуржцев к комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга и Россвязьохранкультуре, признав "незаконным ограничение конституционного права жителей северной столицы на доступ к Александровской колонне, расположенной в центре Дворцовой площади".
Эрмитаж установил вокруг колонны дополнительную музейную ограду, которая не мешает обзору, но исключает возможность приближения злоумышленников к памятнику.
Запредельный звук
Но и после этого у Эрмитажа остался еще один предмет для беспокойства — массовые мероприятия и концерты на Дворцовой площади. Музейщики постоянно жаловались на превышение уровня децибел и избыток спецэффектов, угрожающих дворцу и его сокровищам. Они указывали и на то, что после мероприятий с участием десятков тысяч людей у Александровской колонны остаются кучи мусора. Защитники Эрмитажа в 2005 году развернули целую кампанию против проведения на площади кинофестиваля с созданием палаточного городка, указывая на то, что планируемые постройки превышают допустимую высоту, нарушают возможность видеонаблюдения и пожарную безопасность.
Долго вспоминали недобрым словом и концерт Пола Маккартни на Дворцовой в июне 2004 года. Тогда около Александровской колонны построили гигантскую 18-метровую сцену, установили огромное количество оборудования, причем, вес одной только видеосистемы, которая использовалась на концерте, превышал 40 тонн. Для персонала была оборудована кухня, был подведен водопровод. Уровень шума, по оценкам специалистов был выше допустимого.
На этот негативный опыт проведения мероприятий Эрмитаж ссылался в мае 2006 года, когда выступил против запланированного концерта групп "The Scorpions", "The Cardigans" и других звезд мирового шоу-бизнеса на Дворцовой площади. Основной причиной беспокойства стала вибрация, мешающая сохранности экспонатов, и возможное превышение уровня звука выше 80 децибел. В итоге концерт перенесли на другую площадку. А деятели культуры в очередной раз напомнили об инициативе придать Дворцовой площади статус охранной зоны. После этого на Дворцовой площади неоднократно проводились концерты современных звезд, в том числе, Элтона Джона, группы "Роллинг Стоунз", но организаторы заверяли, что выполняют все охранные требования.
Новая страница 4
Эрмитаж сам знает, как надо проводить праздники
Несмотря на частую критику мероприятий, проводимых на Дворцовой, Эрмитаж не требует "закрыть" площадь и не пускать туда никого. Он не против музыки, и сам регулярно проводит международные музыкальные фестивали и мероприятия, которые отвечают его вкусу. К своему юбилею Эрмитаж подготовил на Дворцовой световое шоу в формате 3D.
"Это подарок города к 250-летию Эрмитажа. Мы хотим показать, какие вещи можно и нужно демонстрировать на Дворцовой. Мы не очень скромный музей, у нас есть манера задавать эталон. А 80% событий, которые устраивают на Дворцовой площади, совсем не подходят. У нас и раньше там бывали видеопредставления, но они абсолютно несравнимы с этим", - сказал Михаил Пиотровский, представляя этот проект.
"Обычно Дворцовую площадь используют как стадион, мы же покажем, как нужно использовать ее на самом деле", - отметил отметил Пиотровский, добавив, что за всю историю своей работы помнит только пару примеров достойного использования Дворцовой площади. По его мнению, эта площадь должна служить для проведения различных парадов и торжественных мероприятий".