АРХАНГЕЛЬСК, 16 января. /Корр. ИТАР-ТАСС Софья Ануфриева/. Архангельские ученые уверены, что сокращение морского ледяного покрова в высокоширотной Арктике влияет на белых медведей, птиц, млекопитающих, а также более мелких и скрытых от глаз организмов.
Так, таяние морских льдов на территории национального парка «Русская Арктика» вынуждает белых медведей менять свое местораспределение, поведение и способы охоты. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщила заместитель директора по научной работе национального парка "Русская Арктика" Мария Гаврило.
По ее словам, на Земле Франца-Иосифа (ЗФИ) и акватории парка летом становится меньше льда, чем было в середине или в конце прошлого столетия. «Климатическая норма за минувшее столетие говорила, что Земля Франца-Иосифа никогда не очищается полностью ото льда. Из трех лет, сколько мы там работаем, уже два года наблюдается полное очищение, - рассказала Гаврило. - Летние температуры становятся выше».
Все это влияет на тех животных, экология которых зависит ото льда. Белый медведь, которого еще называют «хищником льда», - тому классический пример. Он передвигается по льду, а также использует его как платформу для своей жизнедеятельности. В настоящее время белые медведи испытывают затруднение в традиционных способах добычи еды. Местные ледовые формы тюленей (основная пища медведей) - нерпа и морской заяц - практически не наблюдались в прошлом году в акватории архипелага ЗФИ.
«Поэтому часть белых медведей со льдом уходит в Северный Ледовитый океан в арктический бассейн - там есть лед, но там меньше пищи, - пояснила ученый. - Другая часть - остается на островах. Они вынуждены находится на суше и искать не самый для них легкий корм: какие-то звери учатся ловить птиц, какие-то пытаются охотиться на моржей».
Все белые медведи, которых ученые наблюдали во время экспедиции в прошлом году, чаще всего были либо около моржового лежбища, либо у «птичьего базара». Впервые на островах ЗФИ наблюдались довольно большие концентрации хищников - на двух моржовых лежбищах было отмечено пять и 11 медведей. Однако взрослого здорового моржа белому медведю не взять, там даже биомасса не сопоставима: 2 тонны против 700 кг массы медведя. Поэтому они ищут молодых или покалеченных особей.
«Сможет ли достаточно жизнеспособная популяция продержаться на этих источниках корма и скажется ли это на их численности - вопросы для научных исследований», - резюмировала замначальника «Русской Арктики».