v

"Мастерславль", "Кидбург", "Кидзания": 

ДЕТСКИЕ ГОРОДА, ЖИВУЩИЕ ПО "ВЗРОСЛЫМ" ПРАВИЛАМ

"Кем ты хочешь стать?" — спрашивают родители ребенка. "Космонавтом, врачом или пожарным", — отвечают дети, не понимая, что скрывается за этими профессиями. На самом деле это очень сложный вопрос даже для взрослого человека, и ответ на него во многом определяет всю дальнейшую жизнь. Однако мало кому удается примерить на себя выбранную профессию до того, как поступить в вуз. 

В итоге лишь несколько лет спустя (в лучшем случае во время студенческих лекций, в худшем — уже на рабочем месте) можно по-настоящему оценить, подходит ли нам выбранная профессия, приносит ли она не только деньги, но и моральное удовлетворение, дает ли желание заниматься саморазвитием в своей области, двигаться вверх по карьерной лестнице. Но даже если человек не чувствует себя на своем месте, он редко решается все бросить ради новой специальности, жалея об уже потраченном времени или родительских деньгах.

Понимая, как важно для подростков определиться с выбором профессии, глава Минобрнауки Ольга Васильева предложила вернуть профориентацию старшеклассников в школы. Однако к разным поколениям нужны разные подходы, и для современных детей, которые практически родились со смартфоном в руках, этот подход должен быть таким же интерактивным, ярким и увлекательным, как игрушки и техника, которая их окружает. Такой новой формой стали детские парки игрового обучения, получившие широкое распространение по всему миру, в том числе и в России. В этих центрах ребенок может попробовать себя в сотнях различных специальностей: от распространенных до весьма экзотичных и редких.

Корреспондент ТАСС побывал в трех московских парках: "Мастерславле", "Кидзании" и "Кидбурге", чтобы узнать, как они устроены, а также поговорил с экспертами в области профориентации, чтобы понять, могут ли детские города профессий помочь юным посетителям определиться с будущей специальностью. 

Модель взрослого мира для детей

Все три центра придерживаются похожих принципов. Они представляют собой город в миниатюре со своим банком, биржей труда, пожарной службой, полицией и так далее. Есть и уникальные локации, например офис брокерской компании, кабина настоящего самолета или соборная звонница.

При создании и размещении локаций часто привлекаются компании-партнеры. К примеру, гуляя по городу, можно увидеть стоматологию Colgate, Сбербанк, студию телеканала СТС, Музей современного искусства "Гараж", лабораторию Роснано и многое другое. Такое сотрудничество взаимовыгодно: компании укрепляют свои позиции среди подрастающего поколения, а парки получают современное оборудование от лидеров рынка и при помощи узнаваемых брендов создают у детей ощущение пребывания в настоящем мире.

Заплатив за вход, ребенок попадает в город, живущий по тем же законам, что и "взрослый" мир, где у него есть разные возможности для самореализации и обучения. Увидев кафе, ребенок может зайти внутрь и "устроиться" поваром, на радио поработать ведущим, врачом — в поликлинике, парикмахером — в салоне красоты или стать космонавтом, изучающим неизведанную планету.

Можно даже получить права, которые внешне сложно отличить от настоящих.

Игровое обучение

Как и в настоящей жизни, перед тем как приступить к работе, детям нужно изучить теорию, узнать больше о той области, в которой они собираются делать карьеру. Знания в таких парках даются в интерактивной форме, весело и интересно, чему во многом способствует окружающая обстановка. Здесь все можно потрогать, увидеть в действии, попробовать сделать самому.

В современном мире подобный игровой формат обучения, или эдьютейнмент (от англ. education — "образование" и entertainment — "развлечение"), становится все более популярным. Так дети легче усваивают сложный материал, узнают о новых для себя предметах при помощи интерактивных занятий, а не только теории. Нередко в эти образовательные центры привозят целые классы, чтобы устроить наглядный урок.

Сотрудники, которые рассказывают юным посетителям о профессиях и обеспечивают их безопасность на территории, проходят очень серьезный отбор, а после трудоустройства — регулярное внутреннее тестирование. Стажировки на предприятиях, аналоги которых есть в тематических парках, дают им возможность получить все необходимые для работы знания непосредственно у экспертов.

Чаще всего детскими наставниками становятся студенты педагогических и театральных вузов. Однако после соответствующей подготовки им может стать любой человек, который освоил тему своей площадки в городе и любит работать с детьми.

Трудовая книжка и стартовый капитал

Схожесть детского городка с реальным миром не ограничивается обучением и подготовкой к работе. При входе в парк каждый ребенок получает трудовую книжку или ее аналог, а также "стартовый капитал". Как им распорядиться, решают сами дети: они могут потратить средства на образование, освоив новую профессию, выбрать локации, где, наоборот, за обучение заплатят тебе самому, или просто пойти в кино.

Накопив определенное количество "денег", юные посетители могут обменять их на товары — сувениры и игрушки.

Детский город мастеров "Мастерславль"

"Мы стали первым детским городом профессий, который появился в Москве, — говорит основатель проекта, предприниматель Виталий Сурвилло. — В одной из поездок за границу я увидел идею подобного тематического парка, в котором дети играют во взрослые профессии, и так ей загорелся, что захотел реализовать ее в России. Работая в сфере строительства, мы понимали, что существует проблема дефицита профессиональных кадров в обычных специальностях, и решили что-то с этим делать".

По словам бизнесмена, он начал вести переговоры по покупке франшизы, но условия оказались "очень негибкими, и переговоры закончились ничем". "Нам хотелось адаптировать идею под наших потребителей, выработать системный подход к образовательной функции и сделать проект именно российским. Что в итоге мы и реализовали: мини-модель современного российского города, но воплощающего в себе все лучшие традиции прошлых веков. Архитектура, дизайнерские решения, названия внутренних законов, валюты и многое другое фокусируется именно на предложенной модели", — отмечает Сурвилло.

Он добавил, что большое внимание в "Мастерславле" уделяется русским традициям и обычаям, культуре и русскому языку, что отражается как во внешнем виде города, так и в программах мастер-классов.

ДЕТСКИЙ ГОРОД ПРОФЕССИЙ "КИДБУРГ"

"В 2009 году мы открыли в Санкт-Петербурге свой первый интерактивный проект "Сказкин дом", затем музей занимательной науки "ЛабиринтУм". Получив большой отклик у детей и родителей, мы решили открыть город профессий, тем более что идея витала в воздухе, хотя в России о таких проектах еще мало кто знал", — рассказывает генеральный директор группы компаний "Кидбург" Максимилиан Пивоваров.

По его словам, "Кидбург" стал совершенно новым явлением на рынке, проектом, который начал формировать новую культуру детского досуга. "Сегодня мы являемся крупнейшей сетью городов профессий в России и второй в мире. В Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Ярославле, Воронеже и Владивостоке уже открыто 11 "Кидбургов". На очереди Новосибирск, Симферополь, Самара, Сургут", — добавляет Пивоваров.

Отличительной особенностью городов "Кидбург" Пивоваров назвал работу с детьми от полутора лет. "Во всех проектах для малышей есть игротеки и развивающие пространства. А в ТЦ "Мега Белая Дача" мы решили открыть целый квартал "Кидбуржонок" — здесь дети знакомятся в игре с профессиями, есть театр для малышей с ежедневными спектаклями", — отмечает предприниматель.

Отличительной особенностью "Кидбурга", по мнению его генерального директора, является билет, который действует в течение всего дня.

Детский парк игрового обучения "Кидзания"

"Кидзания" — представитель крупнейшей в мире сети парков игрового обучения, можно сказать, родоначальник этого формата. Первый парк открылся в 1999 году в Мексике, а на сегодняшний день под брендом "Кидзания" работает 24 парка в 19 странах мира. Международный паспорт кидзанийца действителен во всех парках мира и хранит отметки о каждом визите", — рассказывает генеральный директор центра Николай Богатищев.

Он подчеркнул, что в "Кидзании" дети решают все. "Это не просто слова. Мы обращаемся к ним на "вы", мы даем полную свободу выбора и соблюдаем права детей: знать, творить, делиться, заботиться и играть. Это настолько важно для нас, что у каждого права есть свой "Хранитель", а все активности в парке нацелены на реализацию этих прав", — подчеркивает Богатищев.

По его словам, все, что находится в парке, сделано по-настоящему, только в меньшем размере.

Богатищев также добавил, что статус международной сети позволяет привлекать известных партнеров и, как правило, это топ-компании в своей отрасли. "Можем уверенно заявить, что такого количества и качества мини-представительств реальных компаний, как у нас, нет ни у кого в России", — заключает гендиректор "Кидзании".

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ЭКСПЕРТОВ

Мнение родителей

"Побывав в городе профессий, ребенок лучше понимает, что работа — это не только развлечение, но и труд, что нужно зарабатывать денежки, нужно стараться учиться, чтобы работать. Даже для детей 6–7 лет это очень важно, на мой взгляд", — делится своим мнением мама ребенка Виктория Кузьменко.

"У меня трое детей от 6 до 11 лет, каждый ребенок находит себе здесь занятия по возрасту. Им хочется возвращаться, потому что все время здесь открывается что-то новое, проходят какие-то мероприятия и вне самих локаций. Не только детям, но даже мне здесь очень интересно", — добавляет мама другого маленького посетителя Анна Федорова.

Мнение экспертов

"В научном мире есть понятие "подход профессиональных проб", вот это некий шаг в этом направлении. Да, на уровне игры, но ребенок пробует себя в чем-то и понимает, что есть выбор", — говорит президент Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии" при МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Серебряков.

По его мнению, очевидно, что такие тематические парки рассчитаны в основном на младшеклассников, а не на детей старшего школьного возраста.

"Понятно, что профессии там очерчены широкими мазками. Но то, что ребята погружаются в изучение разных профессиональных областей, — это здорово. Им необязательно заниматься только в одном кружке или секции, как это было раньше, дети годами посещали рисование или музыкальную школу. Сейчас они могут посмотреть, что для них интереснее, и далее углубиться в эту тему в рамках дополнительного образования", — считает Серебряков.

С ним согласен и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. "Мы видим, что такие центры вызывают реальный интерес детей к пробам себя в качестве представителей той или иной профессии, позволяют в короткий отрезок времени получить представление о характере занятости в разных секторах", — отмечает Косарецкий. По его мнению, этому способствует использование игровой механики, качественная инфраструктура, сочетание соревновательности и кооперации с другими детьми.

"При этом, насколько полученные знания и опыт влияют на профессиональный выбор в дальнейшем, судить сложно, нужно специально изучать. Мне кажется, что такие форматы больше влияют на ориентацию в устройстве современного общества, производства, чем на индивидуальное профессиональное самоопределение. Но ценность их в этом не умаляется, поскольку в современной школе как раз эти задачи не решаются", — заключает директор центра.

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

В материале использованы фотографии ТАСС (Вячеслава Прокофьева, Артема Геодакяна, Юрия Белинского), пресс-службы Детского города мастеров "Мастерславль" и Детского города профессий "Кидбург".