f v t

"

Прокрутите Вниз

Большой московский государственный цирк на проспекте Вернадского 30 апреля отмечает 45-летие. А знаете ли вы, что это самый большой цирк в Европе и он по праву может считаться одной из столичных достопримечательностей международного уровня? 

На сегодняшний день в штате цирка 680 человек, из них 300 – артисты самых разных жанров, которые не только работают на своем родном манеже, но и гастролируют по всей России и зарубежью. Вместимость зрительного зала – 3300 человек. 

Накануне юбилея директор цирка, известный дрессировщик, народный артист России Эдгард Запашный рассказал ТАСС про спортивный режим тигров и самые опасные цирковые жанры, а Олеся Экк – дрессировщица кошек, помощница руководителя знаменитого конного аттракциона Якова Экка – ответила на вопросы, почему в зрительном зале нельзя грызть семечки, какая кошачья порода самая талантливая и какие лошади для какого номера подходят.

Какой самый опасный цирковой жанр?

Запашный: "Мне даже топ-5 будет тяжело выбрать. Даже когда артист встает на подкидную доску и делает простое сальто-мортале, он подлетает на большую высоту, и риск того, что он приземлится на голову, велик. Любой подъем в воздух, даже на три-четыре метра, опасен, потому что в любой момент может сломаться аппаратура. Вот человек привязан, петля хорошая, лонжа, но никто не отменял сбой в работе лебедки, никто не может на 100% гарантировать, что страховочная сетка, на которую из-под купола полетит артист, не порвется. 

Безусловно, один из самых травмоопасных жанров циркового искусства – работа на лошадях, в частности жокейская работа. Потому что в этом жанре большое количество отрывных трюков – прыжков, сальто. В чем опасность? В том, что работаешь с живым пьедесталом. Артист метров с трех летит вниз, а в этот момент лошадь останавливается. Получается, что человек уже летит не на лошадь, а приземляется перед ней, и не на ноги, а на спину, потому что у него обязательно будет перекрут, будет серьезная травма. Поэтому очень важен руководитель номера, который в центре манежа следит, чтобы лошади не останавливались. Но и он не может полностью контролировать процесс. Лошадь и выпрыгнуть в зрительный зал может. Я сам так раз пять на лошади выпрыгивал. 

Конечно, в цирке есть рекордные трюки, которые подразумевают наибольший риск. Например, на фестивале "Идол", который проходил в этом цирке, монгольские артисты делали шесть сальто-мортале с подкидной доски. В такой крутке, когда перед глазами быстро сменяются пол с куполом, тебе надо посчитать до шести и точно приземлиться на ноги. Даже если на мат неправильно приземлишься, будет серьезная травма. 

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

А канатоходцы! Особенно когда по канату на огромной высоте идет колонна человек из шести, без лонжи, страшно представить, что будет, если, например, вырубится электричество. Даже если включится аварийный свет, на секунду канатоходцы будут дезориентированы.

И, конечно, работа с хищными животными опасна. Особенно работа со смешанной группой хищников – тигры вместе со львами, медведями, пантерами. Но есть и достаточно безопасные жанры. Например, у иллюзиониста больше умственной работы. Хороший иллюзионист очень много работает над актерским мастерством, над разработкой трюков.

Клоунада тоже довольно безопасный жанр, если клоун не поднимается под купол, как это делала Ириска (Ирина Асмус, советская цирковая артистка, клоунесса. – Прим. ТАСС), которая погибла, исполняя трюк. Но клоунада подразумевает работу сердца, души. Честно говоря, я лучше под купол поднимусь, чем попытаюсь рассмешить три тысячи человек в зале".

Правда, что последним главой государства, который посещал цирк, был Леонид Брежнев?

Запашный: "Да. Кстати, именно благодаря Леониду Ильичу этот цирк был достроен. Его строительство было заморожено лет на 10-15, только сваи торчали. До тех пор, пока мимо не проехал Брежнев. Он велел построить цирк к 1971 году. В нашем цирке есть подземный гараж, куда заезжал лимузин Брежнева, потом Леонид Ильич в специально для него сделанном лифте поднимался в правительственную ложу. Сейчас это ВИП-ложа. 

Возле лифта есть комната, где дежурила охрана Брежнева, и специальная комната для его медперсонала. Сейчас это все не используется. После Леонида Ильича никто из глав государства не был в цирке. Я считаю, что это некая историческая несправедливость. Недавно у нас прошли гастроли в Болгарии. Так вот, на первом представлении был болгарский президент со всем правительством. При этом мы официально их не приглашали, нам позвонили и сказали: "Президент едет".

Почему манеж всегда 13 метров в диаметре? 

Запашный: "Никакой мистики, простой расчет. 13 метров в диаметре – это международный стандарт, продуманный в Англии еще в XIX веке. Было рассчитано, что это оптимальный размер, чтобы лошади было удобно бегать и чтобы манеж хорошо просматривался из зрительного зала. 

Сейчас 99 процентов цирков мира оснащены стандартным манежем. И аппаратура делается под 13 метров, и животные уже привыкают. Но есть и нестандартные. Например, 24-метровый манеж в Шанхае. Там и цирк рассчитан на 8 тысяч зрителей – сейчас это самый большой зал в мире, но в Китае уже приступили к строительству цирка-десятитысячника. В Рижском цирке 11-метровый манеж, там и зал маленький".

Сколько на самом деле манежей в Большом московском цирке?

Запашный: "Шесть. Репетиционный – за кулисами, и пять манежей в зрительном зале. Первый, основной – конный манеж, второй – деревянный, который используется под жанр иллюзии, ледовый, эстрадный, весь светящийся, и водный. 

Сейчас не все манежи в рабочем состоянии. Водный не работает совсем. Мы полностью демонтировали водное хозяйство, потому что все было в ужасном состоянии. Баки, в которых содержалось 350 тонн воды, настолько прогнили, что могли провалиться под цирк. Все остальные сменные манежи используем по минимуму, потому что цирк строился 45 лет назад, все подъемные механизмы старые, а заводов, которые их делали, нет. 

Любая авария повлечет за собой закрытие цирка. Если манеж весом в 120 тонн пойдет вниз, и там произойдет авария, то уже ни одна сила его не поднимет, потому что сюда невозможно заехать подъемному крану, а на купол нельзя давать такую нагрузку. Немецкая компания, которая производила подобные механизмы для съемных манежей, до девальвации рубля посчитала, что миллиард двести тысяч рублей будет стоить только замена пусковых и подъемных механизмов всех манежей. С нынешними деньгами только эта часть будет стоить уже больше двух миллиардов".

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Почему к манежу нельзя садиться спиной?

Экк: "Это старая примета. Мы ее все соблюдаем. Манеж нас кормит. Как можно к нему сесть спиной? Только лицом – из почтения и уважения, и чтобы не случилось несчастья. Еще нельзя в зале грызть семечки – иначе сборов не будет. Нельзя перед выходом артиста на манеж переходить ему дорогу, а то выступишь в роли черной кошки. 

А вообще, у каждого артиста свои приметы. Например, клоун Евгений Майхровский на премьеру никогда не будет гримироваться новым гримом. Даже если останется капелька старого грима, он все равно возьмет его в следующий город и будет им гримироваться на премьерное представление. А я должна обязательно поцеловать мужа перед его выходом на манеж. Только тогда буду спокойна".

Тигры лучше работают голодными или сытыми?

Запашный: "Мой отец, Вальтер Михайлович Запашный, учил меня, что тигр должен быть как спортсмен – не сытым и не голодным. Сытому просто будет тяжело, а голодного будет все раздражать, он будет думать только о еде. Поэтому, когда спектакль у нас вечером, тигров кормим в 9-10 утра. Тигры едят раз в сутки, сразу много – 10-12 килограммов мяса. А если репетируешь с "молодежью", то тут нужно кормить прямо на манеже, потому что рефлексы Павлова вырабатываются через еду. Это как путь к настоящему мужчине – лежит через желудок".

Правда, что в цирке работают только жеребцы, а кобыл нет?

Экк: "В России в цирке, действительно, работают только жеребцы. Если на конюшне будут и мальчики, и девочки, то мальчики попросту разберут конюшню, им будет не до работы. 

Часто коней, которые уже отработали на манеже, на пенсии, мы отдаем на конефермы, где они могут продолжить свой род. Потому что у нас очень породистые лошади. Для каждого подходит определенная порода. У нас есть, например, лошадь очень редкого изабеллового окраса – такая песочно-розовая, с голубыми глазами.

Для джигитовки нужны облегченные лошади – рысаки, орловские рысаки, тракены. Жокеи делают сальто на лошадях, прыжки с лошади на лошадь, в этом номере нужны тяжелые лошади – тяжеловозы, першероны, чтобы была масса и широкая спина, на которую надевают панно.  

В зависимости от породы лошадь берут в работу в три или в четыре года. Например, тяжеловозы позднее созревают. На них нельзя прыгать, пока костяк не окреп. 

В нашем цирке для лошадей созданы прекрасные условия – только что отремонтированная конюшня, большой выгул на улице, есть даже солярий, куда коней полезно заводить в зимнее время и после работы на манеже. Ветеринарная служба следит за качеством кормов. В каждодневном рационе – сено, овес, на манеже поощряем их морковкой, сухарями, редко – сахаром. 

А, например, лошади из Туркменского цирка едят только люцерну. К нам на фестиваль "Идол" приезжали ахалтекинские лошади из Туркмении. Каждая стоит миллионы долларов. Этих лошадей подарил цирку президент Туркмении. Он им и самолет выделил, на котором они летают на гастроли по всему миру. С ними приезжают и специальные корма".

{{$index + 1}}/{{countSlides}}
{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Чем поощряют животных за работу на манеже?

Запашный: "Все индивидуально. Дрессировщик знает, что предпочитает каждое из его животных. Например, у дрессировщика медведей Александрова кто-то любит сгущенку, кто-то сухари. Мы нашему тигру Дитеру не даем курицу, просто потому, что у него на курятину аллергия. Но сам-то Дитер с удовольствием бы полакомился курицей. А вот тигр Элтон сам не ел кур, даже когда был очень голодным. Все говорят, что все обезьяны любят бананы. Сказки это все. Была у нас с братом одна обезьяна, которая родину готова была продать за помидор".

Правда, что кошки не дрессируются?

Экк: "Абсолютная правда. За каждой кошкой нужно следить еще с котяточного возраста, примечать, на что она способна. Заставить ее невозможно. С кошкой можно только дружить. У меня сейчас в номере работает 15 усатых морд. Они живут в просторном вольере, с качелями, игрушками, кошки вместе с котятами. Но котят мы в цирке специально не разводим. Котов кастрируют. Потому что каждому коту нужно как минимум две кошки, это будет его прайд. Представьте, сколько было бы котят! Нам некогда было бы работой заниматься. Самая способная к трюкам кошачья порода – корниш-рекс. Но с ними очень трудно договориться, при всем своем уме очень своенравные животные. Персидские кошки – лентяи. А самые талантливые – полукровки".

вв

Над проектом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

Первая и последняя фотография проекта: © Валерий Шарифулин/ТАСС