Крымский рубеж:

как охраняется граница с Украиной

Воссоединение Крыма с Россией в 2014 году потребовало создания на полуострове государственной границы с Украиной. Ее протяженность составляет около 170 км по суше (включая очертания мелководных заливов побережья Азовского моря) и примерно 600 км в акватории Черного моря.

Пограничное управление ФСБ по Республике Крым было сформировано два года назад, 2 апреля. Сейчас в Крыму действуют 12 пунктов пропуска: пять морских, три автомобильных, три железнодорожных и один воздушный – в аэропорту Симферополя. Поскольку международного авиа- и ж/д сообщения с полуостровом сейчас нет, основные силы пограничников сосредоточены на автомобильном и морском направлениях. 


О буднях крымских пограничников – в спецпроекте ТАСС.


ГРАНИЦА С НУЛЯ

В штат крымского пограничного управления вошли не только сотрудники из разных регионов России, но и те, кто служил в украинской погранслужбе и решил остаться в Крыму. По понятным причинам их точное число и имена не раскрываются.

Автомобильный контроль

Одними из первых начали функционировать автомобильные пункты пропуска: "Армянск", "Перекоп" и "Джанкой". По данным Росграницы, места для них выбирались с учетом наличия инфраструктуры, в том числе на украинской стороне.

Все три автомобильных пункта пропуска собирались из специальных быстровозводимых конструкций. Строительство капитальных зданий запланировано федеральной целевой программой "Государственная граница РФ (2012–2020 годы)". Работы, на которые в целом предусмотрено 6,9 млрд рублей, должны начаться в этом году.

"Для пограничников вообще неудобств нет. Мы готовы осуществлять свою деятельность в любых условиях – таков долг, – отмечает начальник контрольно-пропускного пункта "Джанкой" подполковник Сергей Логвинов. – Но, конечно, для лиц, пересекающих границу, созданы не все условия. Это касается в первую очередь пешеходного направления, где недостаточно мест для оформления из-за площади помещения. И, как вы видите, навес идет не над всеми местами оформления для автомобилей, а только в одной части".

Хотя Киев не признает отделение полуострова и называет границу России и Украины не государственной, а лишь административной, пропускные пункты уже появились и со стороны Херсонской области. По словам очевидцев, украинские пункты пропуска выглядят куда печальнее: несколько вагончиков, покрашенных в желто-синий цвет, перекрытая бетонными блоками и шинами дорога, шлагбаум.

Морской патруль

Морские грузопассажирские пункты пропуска действуют в портах Севастополь, Евпатория, Ялта, Феодосия и Керчь. Российские пограничники получили самые современные корабли и катера, в том числе на воздушной подушке.

"В этом году в подразделения береговой охраны планируется поступление еще 10 единиц корабельно-катерного состава. В рамках гособоронзаказа будет осуществлена закупка современных технических средств охраны границы на сухопутном участке. К 2020 году планируется довести уровень обеспечения пограничного управления современными техническими средствами охраны границы до 45%, современный корабельно-катерный состав будет укомплектован практически на 98%", – рассказывает замначальника Пограничного управления ФСБ по Крыму.

© YouTube.com/ТАСС

Сколько всего кораблей и катеров в распоряжении российских пограничников – информация закрытая. Однако в мае 2014 года сообщалось, что на вооружение береговой охраны в Крыму поступили четыре катера проекта "Мангуст" и два проекта "Соболь", а также небольшие катера проекта "Марс". Через год погрануправление получило первый боевой корабль проекта "Изумруд". Его водоизмещение – 700 тонн, на палубе есть вертолетная площадка.

НАРУШитель не пройдет

За 2015 год сотрудники крымского Пограничного управления ФСБ задержали по меньшей мере 20 нарушителей государственной границы и около 1,5 тысячи нарушителей режима перехода границы, выявили более 80 лиц, находящихся в розыске, изъяли четыре единицы огнестрельного оружия и около 60 боеприпасов.

В последнее время российские пограничники все чаще находят ошибки в документах украинских граждан, не позволяющие им въехать в Крым.

Начальник пункта пропуска "Джанкой" подтверждает, что большая часть нарушений, выявленных на российско-украинской границе в Крыму, связана именно с документами. "В них бывают подчистки, исправления, дописки, произведенные в неустановленном порядке. Регулярно предъявляют документы, срок действия которых истек, или без возрастной фотографии", – уточняет Логвинов. В подобных случаях российские пограничники могут лишь подсказать гражданам, куда обратиться на Украине за устранением проблем в документах.

В море погранзаконодательство чаще всего нарушают браконьеры. Например, только в прошлом году было изъято 47 тонн рыбной продукции. "Основным спросом у браконьеров пользуется черноморская камбала – калкан, осетровые и кефалевые виды рыб, скат-лиса, мидии, крабы и креветка. Недобросовестные рыбаки в своем стремлении к наживе используют запрещенные орудия лова: сети, вентери, остроги, переметы с крючьями и ружья для подводной охоты", – говорят в погрануправлении.

По словам Бондаренко, пока Крым находился под юрисдикцией Украины, браконьерский промысел в море процветал, поэтому нарушился биологический баланс морей. С апреля 2014 года охрана биоресурсов Черного и Азовского морей – в компетенции крымских пограничников. Отныне, подчеркивает Бондаренко, вылов рыбы осуществляется строго в соответствии с российским законодательством.

Нарушение морской границы чужими судами – единичные случаи. Например, в июле 2015 года был задержан украинский танкер "Смольный". Пограничники называют его призраком, потому что судно, не заходя в порты, находилось в Черном море с 2012 года, а с апреля 2014 года семь раз без разрешения заходило в территориальные воды РФ.

приграничные контакты

За два года российские и украинские пограничники официально общались только один раз: в декабре 2014 года прошло согласование расположения пограничных подразделений на косе Арабатская стрелка, полуостровах Ад и Чонгар (Херсонская область).

Крымское погрануправление в одностороннем порядке всегда информирует украинскую сторону о нарушениях и инцидентах на границе, но реакции не следует. Несмотря на то, что российские пограничники нередко видят украинских коллег, между собой военнослужащие не общаются. Иногда для российской стороны устраиваются своеобразные "концерты".

"Периодически слышим по утрам, как включают украинский гимн, иногда выкрикивают лозунги – постоят, покричат, жесты не очень красивые покажут. Скорее, это делают украинские активисты, а не пограничники. Но наши сотрудники в любом случае не поддаются на эти провокации, относятся к этому спокойно", – говорит Логвинов.

© YouTube.com/ТАСС

Пограничники также часто вспоминают историю с задержанием трех украинских десантников: они пришли "брататься", захватив с собой арбуз, сало, спиртное. Российские военнослужащие, в соответствии с требованием закона, гостей задержали, а гостинцы конфисковали до разрешения инцидента.

"Украина категорически отказалась участвовать в процедуре передачи задержанных, – рассказывает Бондаренко. – Было принято решение привлечь близких родственников военнослужащих. 3 ноября 2015 года они прибыли на территорию Крымского федерального округа и привезли с собой документы задержанных, без которых те не могли вернуться домой".

три километра до дома

За 2015 год государственную границу в Крыму пересекло более 3,5 млн человек и порядка 1 млн автомобилей. Причем, как отмечают пограничники, в основном это одни и те же люди. На проверку документов одного человека уходит до пяти минут, на осмотр машины – около 15 минут.

Поток желающих пересечь границу возрастает в выходные и праздничные дни. В будни часом пик считается обеденное время, поскольку в эти часы на находящуюся в Херсонской области станцию Новоалексеевка прибывают три поезда. После 15:00 мск очередей уже обычно нет.

С того момента, как Киев приостановил железнодорожное и прямое автобусное сообщение с Крымом, пассажиры без автомобилей вынуждены переходить границу пешком (от российского КПП "Джанкой" до украинского "Чонгара" 2,4 км по российской территории и 600-700 м по украинской, граница проходит непосредственно по мосту). Процедуру досмотра в пункте пропуска сопровождает звук катящихся по асфальту чемоданов. Их владельцы неохотно общаются с журналистами и тем более не называют фамилий, боясь каких-либо "санкций". По этой же причине крымчане предъявляют российским пограничникам новый паспорт гражданина РФ, а украинским – старый документ, который официально разрешено оставить.

© YouTube.com/ТАСС

"Меня быстренько проверили. Но вот добираться с Украины до российского пункта пропуска – это кошмар: там заплати, там подожди, там договорись. Очень много нервов. Вообще на Украине дольше досматривают. Стоят три человека, но все почему-то проверяют одного. Один пошел покурить, другой – по телефону поговорить. Наверно, это как-то некультурно. Люди же стоят, мерзнут", – делится впечатлениями крымчанин Валерий, возвращающийся на полуостров из Харьковской области, где живут его родственники.

Женщина лет 45, отказавшаяся представиться, очень удивилась вопросу о времени досмотра: "Да пусть хоть час проверяют. Это очень правильно в нынешней ситуации. Люди же всякое-разное везут. Ведь и в колбасу можно что хочешь положить".

От российского погранпункта "Джанкой" до границы курсирует маршрутка. Ее выделили местные муниципальные власти, чтобы, во-первых, помочь пешеходам, а во-вторых, избежать подвоза автомобилистами – это запрещено законом. Идти же от самой границы до украинского пункта пропуска все равно приходится пешком.

"Конечно, люди довольны. Ну как идти пешком с детьми, с сумками большими? Особенно бабушки счастливые", – рассказывает водитель маршрутки Андрей. Работает он посменно, потому что ездить туда-сюда приходится с раннего утра до позднего вечера. Особенно востребована маршрутка в выходные.

разворот на посту

Грузового транспорта на автомобильных пунктах пропуска нет с сентября 2015 года, когда украинские активисты начали так называемую продовольственную блокаду Крыма. В первые месяцы, правда, сообщалось, что за некоторую плату организаторы акции могут пропустить фуру, но уже несколько месяцев российские пограничники большегрузов не видели.

"Были пустые тягачи, а с прицепом, грузом – нет. Мы со своей стороны готовы оформлять транспортные средства, но сопредельная сторона их просто не запускает и не выпускает. То есть, если сейчас пойдет машина со всеми необходимыми документами, мы ее пропустим, но, как показывает практика, фуру разворачивают на украинском посту", – поясняет начальник контрольно-пропускного пункта "Джанкой".

В Погрануправлении ФСБ по Крыму также готовы в любое время открыть три железнодорожных пункта пропуска. Сейчас из-за остановки Украиной железнодорожного сообщения с Крымом три приграничных вокзала пустуют, сюда только один-два раза в сутки заходят пригородные электрички.

"Рано или поздно эта железнодорожная блокада закончится. Появятся у власти на Украине нормальные люди, и поезда пойдут. А у нас все готово к приему", – говорит Сергей, один из рабочих вокзала города Джанкой. Несмотря на отсутствие поездов, вокзал содержится в чистоте. Пассажирские платформы убраны, на бордюрах видна свежая белая краска, кусты подстрижены.  

Лучше в объезд

Поток пересекающих российско-украинскую границу в Крыму в ближайшее время может заметно уменьшиться. По крайней мере власти республики советуют жителям пока избегать поездок через "Армянск", "Перекоп" или "Джанкой" – дело в том, что с 28 марта 2016 года участники блокады начали дежурить на КПП при въезде на полуостров с украинской стороны.

По данным украинских СМИ, пограничники на протяжении месяца "обучали" участников блокады – были проведены некие практические занятия с экзаменами, после чего "ученики" получили удостоверения и разрешение дежурить на КПП. Предполагается, что участники блокады будут лишь наблюдателями и не смогут самостоятельно производить задержания и заниматься проверками граждан и грузов.

При этом мост через Чонгарский пролив с украинской стороны уже год как заминирован, что официально подтверждают российские пограничники. Прошлой весной крымское погрануправление направило обращение украинской стороне о необходимости принять меры по разминированию моста. На Украине обращение проигнорировали.

"Периодически туда спускаются сотрудники Государственной пограничной службы Украины, что-то проверяют. Сказать однозначно, заминирован ли сейчас мост, нельзя: мы по закону не имеем возможности сходить и посмотреть", – поясняет Логвинов.

© YouTube.com/ТАСС

Из соображений безопасности жителям Крыма рекомендуют выезжать на территорию Украины через пункты пропуска в Белгородской и Брянской областях по заграничному паспорту либо по возможности вовсе воздержаться от подобных поездок.

Но те, кто все же вынужден пересекать границу через погранпункты в Крыму, и все жители полуострова могут быть уверены: ситуация полностью контролируется органами ФСБ. Несмотря на то, что обустройство границы все еще продолжается, техсредств и личного состава достаточно для пресечения возможных диверсий.

"Ни один нарушитель не пройдет, потому что границу охраняют пограничники, которые добросовестно выполняют свой долг по защите рубежей России", – подчеркивает замначальника Погрануправления ФСБ по Крыму.

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}