v

Драма как напоминание о триумфе 

Создатели фильма "Движение вверх", актеры и участники легендарного матча — о правде, вымысле, памяти и гордости

"Когда я вышел на площадку в первый съемочный день и мы начали снимать игру, понял, что нужно будет каждую секунду попадать в то состояние, в котором были наши герои. Вы знаете, долго это выдержать иногда было просто трудно психологически, надо было существовать на грани тех свершений и чтобы это было правдоподобно", — рассказывает ТАСС актер Владимир Машков о съемках фильма "Движение вверх". 

Три последние секунды финального матча по баскетболу на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене — один из самых ярких моментов в истории отечественного баскетбола, да, пожалуй, и всего советского спорта. Проигрывая сборной США 49:50, советские баскетболисты за мгновения, оставшиеся до финальной сирены, смогли вырвать победу 51:50. 

Момент финального матча СССР — США на Олимпиаде в Мюнхене, события которого легли в основу фильма "Движение вверх"

Драма "Движение вверх" помогла многим россиянам вспомнить о том триумфе, который вошел в историю мирового баскетбола. Сама картина тоже уверенно стремится занять место в истории. Точнее, уже заняла. Фильм стал самым кассовым за всю новейшую российскую историю. За первые четыре недели проката фильм посмотрели 9,35 млн человек.

История создания

Идея снять фильм о матче, принесшем СССР первое олимпийское золото в мужском баскетболе, возникла у генерального директора "Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова" — продюсера Леонида Верещагина — в 2013 году. Именно тогда, рассказывает он, в прокат вышла картина "Легенда №17" и стало ясно, что зрителю интересны "национальные истории с большой победой". 

Режиссером стал Антон Мегердичев, в фильмографии которого к тому моменту числились картины "Бой с тенью — 2. Реванш", "Темный мир", "Метро", "Елки-3".

"Я первый раз поговорил об этой идее с Леонидом Эмильевичем (Верещагиным) в 2013 году, в 2014 году мне прислали сценарий, и работа началась", — вспоминает Мегердичев.

Был собран звездный актерский состав — Владимир Машков, Андрей Смоляков, Сергей Гармаш, Виктория Толстоганова, Марат Башаров... 

Владимир Машков ради съемок в картине перекроил весь свой график, Сергей Гармаш тоже нашел время, несмотря на огромную занятость — такое впечатление на него произвел сценарий. 

Сцены совещаний в Госкомспорте СССР на самом деле снимались в здании ТАСС

В фильме снимались как профессиональные артисты, так и спортсмены.

"Артисты начинали гораздо лучше понимать игру, находясь бок о бок со спортсменами, общаясь с ними, — отмечает Антон Мегердичев. — А баскетболисты на глазах учились актерскому мастерству. Каждый эпизод, если говорить о баскетболе, снимался два раза — с участием спортсмена и потом с участием артиста. И потом на монтаже соединялся".

Актеры Андрей Смоляков, Владимир Машков и режиссер Антон Мегердичев 
на съемочной площадке

О правде и вымысле

Степень достоверности фильма — по сути, то единственное, о чем после выхода в прокат идут бурные споры. Объективно говоря, лишь кадры финального матча между сборными СССР и США воссозданы с документальной точностью. Все остальное в фильме — в той или иной степени художественный вымысел или авторская (сценариста и продюсеров) интерпретация происходивших событий. Создатели фильма это и не скрывают. "Можно сделать документальный фильм, но на него в кино никто не пойдет", — сказал в одном из интервью после выхода "Движения вверх" сценарист картины Александр Куликов.

Но именно отход от исторических фактов стал причиной недовольства фильмом родственников некоторых участников исторического матча. 

Так, по словам вдовы тренера сборной СССР Владимира Кондрашина Евгении Кондрашиной, первый вариант сценария, который получили родственники участников легендарной сборной весной-летом 2016 года, вызвал у нее возмущение.

"Я начала читать, я всю ночь не спала, пока читала не отрываясь. Там такая чушь была написана! Якобы Кондрашин возит валюту через границу, хотя никакую валюту Владимир Петрович никогда не возил, игроки в Америке из сборной напиваются в ресторане, во время игры с Кубой второй тренер говорит Кондрашину, что договорился с кубинцами и те "отдадут" игру. Для чего выдумывать такую ерунду, которой не было?" — рассказала корреспонденту ТАСС Кондрашина.

Недовольна фильмом оказалась и вдова баскетболиста Александра Белова — Александра Овчинникова.

"Сашу представили смертельно больным, хотя это был 1972 год, когда у него был самый расцвет карьеры. О нем очень много материала, который можно было снять, правдивого, исторически справедливого и красивого, вместо того, что он там ходит грустный, больной, чем-то озабоченный — тень какая-то, а не Александр Белов. А ведь болезнь Саши началась только в 1978 году", — подчеркивает Овчинникова.

По требованию родственников часть сцен из фильма удалили, но к окончательному компромиссу так и не пришли. Именно поэтому фамилия тренера в фильме — Гаранжин, а не Кондрашин. А вот фамилия Белова в картине осталась — Александра Овчинникова проиграла суд, пытаясь запретить ее использование. 

Впрочем, непосредственные участники исторического матча 1972 года относятся к фильму куда благожелательнее. 

Иван Едешко — автор того самого "золотого" паса на Александра Белова за три секунды до конца финального матча с американцами. Он участвовал в съемках фильма в качестве консультанта, и по признанию спортсмена, результат превзошел все его ожидания.

"Я консультировал этот фильм, и мне говорили, что это художественный фильм, для простых людей, — рассказал Едешко. — Когда все было готово, я думал, что буду не удовлетворен. Когда же я увидел, как это все выглядит на экране, то был приятно поражен! И даже профессионалы это приняли. Потому что это популяризация, это эффектно, красиво. Это художественный фильм, это драма, которая затрагивает каждого человека.

О Модестасе Паулаускасе некоторые говорят: как так можно было показать его? Я считаю, что именно так и нужно показывать. Его характер меняется по ходу фильма. Очень сильный получился образ, который нельзя трактовать как антисоветчика. Вообще образ каждого игрока той сборной раскрыт. В отличие от "Легенды №17", где, кроме Харламова, никого нет. Я три раза смотрел "Движение вверх" и каждый раз открывал что-то новое".

"Есть горечь, в том плане, что некоторые пиарщики, журналисты говорят, что фильм никуда не годится, что там много чего не было и было придумано, — говорит Едешко. — Жена Кондрашина против? Я не понимаю — почему. Машков гениально сыграл Гаранжина... Жаль, что не увидят фильм многие из тех, кто играл. Нас ведь только четверо осталось".

Еще один из игроков сборной, обыгравшей непобедимую команду США, — Алжан Жармухамедов. Он признался, что во время просмотра испытал эмоции, не сравнимые даже с ощущениями во время матча.

Олимпийские чемпионы 1972 года Алжан Жармухамедов и Иван Едешко (в центре) и актеры, сыгравшие их в фильме, Александр Ряполов (крайний слева) и Кузьма Сапрыкин (крайний справа) соответственно

Оказываясь неточным в каких-то исторических деталях, фильм, по мнению многих посмотревших его, не только развлекает посетителей кинотеатров, но и популяризирует спорт в целом и баскетбол в частности. 

Актер Марат Башаров в фильме сыграл героя и вовсе выдуманного. Его персонаж — своего рода собирательный негативный образ чиновника от спорта, о собственной карьере думающего гораздо чаще и больше, чем о спортсменах. 

"Кто-то должен играть и плохие роли, — отмечает актер. — Я в своей жизни сыграл очень много положительных персонажей, теперь настало время перейти на другую сторону баррикад. Плохишей играть тоже интересно, ибо тебе нужно постараться оправдать поступки своего персонажа, потому что любой человек, какой бы плохой поступок он ни делал, считает, что делает правильно. А почему он так считает — задача актерская — оправдать его". 

А отвечая критикам фильма, Башаров отмечает: "Мы снимали не документальное кино, а художественное. Нельзя сделать идеальный продукт для всех, не бывает такого, чтобы всем нравилось".

Впрочем, может, со временем и те родственники баскетболистов, которые критикуют фильм, изменят свое мнение. По крайней мере даже они отмечают, насколько хорош фильм, когда в нем показан сам финальный матч, да и игра актеров вызывает у них положительные эмоции. Владимир Машков, по мнению Евгении Кондрашиной "хорошо сыграл" героя, прототипом которого был ее муж. "Немного внешне не похож, но это не важно. Важно, что суть передал. К нему у меня претензий нет никаких. Характер все же похоже передал", — пояснила Кондрашина.

Кроме того, она рассказала ТАСС, что Машков пообщался с ней лично, пусть уже и после выхода фильма. "14 января у Владимира Петровича день рождения, ему 89 лет исполнилось бы. И вдруг звонок, мужской голос знакомый, но не могу понять, кто. Сказал: "Это Володя Машков, я играл вашего мужа. Я так рад, что мне довелось сыграть такого человека, я его полюбил еще мальчишкой и играл как будто папу своего родного". Я его поблагодарила", — рассказала Кондрашина.

Причины успеха

Сильные позитивные эмоции, которые пробуждает фильм у зрителей, — одна из главных причин его успеха, сходятся во мнении и создатели, и герои картины. 

"Это не значит, что теперь все должны снимать только картины о победах наших спортсменов, — продолжает рассуждение Михалков, — но это значит, что наш зритель устал ощущать себя униженным и не хочет жить в нелюбви в самом широком смысле этого слова, но это также не перечеркивает необходимости в жестком честном разговоре на актуальные темы, открыто ставя самые острые вопросы нашего бытия. Но все это может быть востребовано только в том случае, если основой и результатом всего, что мы делаем, будет катарсис, то есть то, что всегда было основой русской культуры и русского искусства, — надежда и любовь".

"Как бы это странно ни звучало, для меня это фильм не о спорте и не о баскетболе, потому что спортивные баталии лучше всего смотреть на стадионах и спортплощадках, — продолжает продюсер. — Для меня это фильм про понимание своего предназначения, про ансамбль, про командный дух, про команду — любую, творческую, спортивную, производственную — и, простите за пафос, про страну, которая бьется до последнего и болеет в едином порыве".

Довольны итогом своей работы остались и актеры. По мнению Сергея Гармаша, не только в баскетболе, но и во многих других видах спорта у нас есть настоящие герои, достойные того, чтобы о них снимали подобные фильмы. 

Помимо живых и ярких эмоций, которые фильм дарит зрителям, его продюсеры отметили еще несколько факторов, способствовавших успеху картины. 

"Безусловно, не последнюю роль в рекордных кассовых сборах этой картины сыграла рекламная поддержка "Движения" и в эфире телеканалов и радиостанций холдинга ВГТРК, и партнерство в маркетинге и производстве фильма компании ЦПШ, и участие "Газпром-медиа", — считает продюсер фильма, генеральный директор телеканала "Россия-1"
Антон Златопольский. — Также нашим партнером был холдинг "Рамблер", который блестяще выполнил свою роль".

Он также обратил внимание на удачное для кинопроката время появления "Движения вверх" на экранах российских кинотеатров — в канун новогодних праздников.

"Телеканал принимал участие в данном проекте с самого его начала. Это наша практика, когда речь идет о блокбастерах отечественного кино. Однако, на мой взгляд, куда важнее отметить интерес зрителя не просто к качественному кино. "Движение вверх" не только история про уникальную спортивную победу. "Движение вверх" — это повод для гордости за страну, за людей. Мы рады, что предоставили зрителям возможность испытать эту гордость," — отметил Златопольский.

Именно на канале "Россия-1" состоится телевизионная премьера фильма. Однако произойдет это только осенью 2018 года.

Чтобы создать ощущение сильного превосходства баскетболистов в росте, актеры некоторые сцены играли в ботинках на гигантской подошве

Продюсер Леонид Верещагин отметил роль партнерских организаций в успехе картины.

"Создатели фильма вложили в него немало труда и эмоций, но успех был бы невозможен без слаженных действий коллективов "Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова", телеканала "Россия-1" (Антон Златопольский) и компании "Централ Партнершип" (Павел Степанов). Мы не достигли бы таких успехов без участия и веры в этот проект наших партнеров: Фонда кино (Антон Малышев), компании "Газпром-медиа" (Дмитрий Чернышенко) и холдинга "Рамблер" (Александр Мамут)", — заявил он и добавил, что немалую роль сыграла государственная поддержка.

Сцены финала снимались на хромакее, а затем при помощи компьютерных технологий студия превратилась в переполненную мюнхенскую арену

"В моем понимании, и хорошие кассовые сборы, и огромное количество зрителей, которые ее увидели, — это один общий успех, — отметил в свою очередь режиссер фильма Антон Мегердичев. — Это значит, что наша картина пришлась по вкусу многим, значит, что она хорошо сработала как мейнстрим. Это творческая победа всего нашего коллектива".

Кадры из фильма и фотографии съемочного процесса предоставлены компанией "Централ Партнершип"

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

В подготовке проекта принимали участие: Редакция социальной и гуманитарной информации, Редакция спортивной информации и Редакция региональных новостей.

В материале также использованы фотографии: Фотохроника ТАСС (Александр Катков и Ю. Моргулис, Виктория Ламзина, Вячеслав Прокофьев, Валерий Шарифулин, Сергей Фадеичев, Артем Геодакян), Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС.